Гармония библейских и житейских сюжетов, символизма и реализма в работах Н. Медведева и Г. Красношлыкова
Истинный художник мыслит широко, пытаясь найти красоту и истину во всем, что его окружает. Он помнит, что Бог во всем – в словах и действиях, в природе и людях, в каждом человеке. Нужно лишь чувствовать его и обращаться к нему с благоговением, ценя каждую секунду жизни. У творцов, которые поняли это, любой сюжет выглядит убедительно и броско – просто потому, что воплощает красоту жизненной правды. Стили и подходы у скульптора Геннадия Красношлыкова и живописца Никиты Медведева довольно разные, но объединяет их символизм работ, сила линий и флер романтизма, которым окутаны даже абстрактные сюжеты. Мастера не раз устраивали совместные выставки, и теперь их произведения могут увидеть в Рязани.
Оба художника – почти ровесники, выпускники Московского высшего художественно-промышленного училища (ныне МГХПА им. С.Г. Строганова) и члены Московского союза художников. Их выставки неоднократно получали восторженные отзывы и в России, и за рубежом. Но творческий путь и выразительные средства у каждого, конечно, свои. У Никиты Всеволодовича это, конечно, богатство палитры и композиции, уводящие зрителя в неведомые измерения благодаря сочетанию абстрактного и реального. Это хорошо заметно, например, на полотне «В городе»: углы крыш, ветвей и лиц, движение птиц и статичность домов сплетаются в историю-калейдоскоп, знакомую многим. И даже в пейзажах, будь то вид на берег Трубежа или панорама парижской улицы, реальность то и дело показывает свою изнанку, дразня зрителя невозможностью полного понимания.
Символизм скульптурных композиций Геннадия Ивановича тоньше: он скрывается даже не в изображенных людях, а в пространстве между ними. Вот стыдливость и полет мысли в «Плаще Казановы», где, кажется, похититель сердец не уносит возлюбленную, а прячет от тягот и груза проблем окружающего мира. Вот робость и ярость «Маленького императора» Наполеона: воителю далеко видно с высоты кресла, но он не чувствует под собой земли… А сколько безмолвной борьбы в «Поцелуе Иуды»! Спаситель кутается в плащ, пока предатель тянется к нему, и смотрит лишь в небо, откуда наблюдает Тот, Кто все понимает… Шероховатость и гладкость бронзы довершают композицию, добавляя динамики и живости фигурам.
Произведения двух художников действительно прекрасно смотрятся в одной экспозиции: получается единый рассказ о том, что мир нельзя постичь полностью – но можно полюбить и согревать этой любовью все вокруг. Картины Никиты Медведева остаются всем нам заветом: мастера не стало весной этого года. Но выставки в память о нем продолжаются, и еще не в одном городе России узнают, какой конкретной может быть абстракция, какими многогранными – простые истории. Выставка в областном художественном музее будет ждать посетителей до 9 декабря.
Татьяна Клемешева
Фото и фоторепродукции автора



















Купить электронную копию газеты