Жизнь после дождя


96

Городская ливневка не справляется с объемом водостоков

После обильных осадков наши улицы превращаются в реки. Переходить проезжую часть приходится по щиколотку в воде. Для отвода ливневых стоков предусмотрена специальная дренажная система вдоль дорог. Однако со своими задачами она справляется плохо. Рязань в буквальном смысле тонет. И это не удивительно. Такое важное направление градостроительного планирования как прокладка сетей ливневой канализации отсутствует напрочь. По некоторым данным, в 2018 году в городе проложили всего 40 метров труб для приема водостоков, в этом – ни одного метра.

– Вся ливневая канализация в Рязани строилась в 50 – 80-х годах прошлого столетия, – говорит заместитель генерального директора Дирекции благоустройства города Ирина Трошина. – Исполнительная документация на сети застройщиками не составлялась и не передавалась городским службам. Схемы и чертежи отсутствуют, и сети фактически бесхозные. Многие колодцы засыпаны грунтом и закатаны асфальтобетоном на дорожных покрытиях. Где эти точки входа в дренажную канализацию – никто не знает.
Оставшиеся открытые колодцы принимают все дождевые и талые воды. Но так не везде. Например, даже в сильный ливень некоторые колодцы стоят «сухие», а вода устремляется дальше – под колеса машин и ноги прохожих. Причина – в неправильных уклонах дорог. Их проектировали без учета движения стоков, и до сих пор этой проблемой дорожники не озабочены.
Что ж, отыскать мертвые сети ливневки, расчистить и восстановить их работу – дело не одного года, хотя техническое задание на инвентаризацию бесхозных сетей в Советском, Железнодорожном и Октябрьском районах Рязани составлено, сообщили «РВ» в Дирекции благоустройства. Какие меры принимаются сейчас, чтобы город периодически не уходил под воду?
– Давайте проедем на Касимовское шоссе, и вы все увидите, – предложила Ирина Трошина.
Возле одного из колодцев мы встретили специальный агрегат на базе автомобиля КамАЗ и бригаду рабочих, выполняющих гидродинамическую промывку трубопроводов ливневки. Насос с шумом поглощал скопившиеся на дне иловые отложения.
– Бригада работает каждый день в течение всего года, – поясняет представитель Дирекции благоустройства. – Очищают колодцы, промывают трубы под давлением, следят за состоянием решеток дождеприемных колодцев. Транспорт в городе часто ездит с перегрузом, и песок, щебень из бетономешалок сначала попадают на асфальт, а потом смываются в ливневую канализацию и засоряют ее. Без этой бригады, с которой заключен муниципальный контракт, положение было бы совсем критичным. А машину эту мы называем «илосос».
Если собранную со дна колодцев грязь потом утилизируют на полигонах, то сами стоки попадают в открытые водоемы города без предварительной очистки – и это еще одна большая экологическая проблема. Таких очистных сооружений с учетом объединения бассейнов водосбора необходимо как минимум пять, а лучше семь, стоимость строительства каждого измеряется десятками миллионов рублей. Ждать их, по-видимому, придется долго.
Очистка дренажных колодцев – дело необходимое, но проблему с потопами в городе после дождей она не решит. Только строительство разветвленной сети ливневой канализации избавит горожан от неудобств. Этот вопрос обсуждается в течение многих лет, но пока на горизонте не видно даже проекта. Легче каждому рязанцу выдать по паре резиновых сапог.

Димитрий Соколов
Фото автора