Хрустальные образы дворцов и садов, магия воды и света в композициях Екатерины Штеренберг

Восхитительные дворцовые парки Санкт-Петербурга погрузились в сон до будущей весны. Эта церемония – торжество само по себе. Ежегодно можно наблюдать, как в Петергофе выключают роскошные фонтаны, очищают статуи, а затем укутывают их от снега. Над дорожками и оранжереями повисает тишина, не слышно больше веселого разговора водных струй, и только ветер носит между деревьями вечный размеренный гул Финского залива… А пока Петергоф отдыхает, он вспоминает о тех радостях и встречах, что были летом. Художница Екатерина Штеренберг показывает мечты и думы каменных созданий с парковых постаментов. В ее работах тепло, движение воды и жизни, пойманные однажды, вечно сияют и преломляют смыслы.
Екатерина – продолжатель династии художников, начавшейся больше века назад. Одним из ее прадедов был Давид Штеренберг – яркий живописец, развивавший идеи футуризма и кубизма даже в реалистических жанровых полотнах о быте простого народа. Учениками Давида Петровича, в свою очередь, стали такие титаны советского искусства, как А.А. Дейнека, А.Д. Гончаров и другие. Совершенно противоположным по духу было творчество другого прадеда Екатерины – пейзажиста Николая Ромадина. Его нежнейшие зарисовки русской природы сочетают в себе реалистическую точность и простоту и обилие цвета, свойственное импрессионизму. Будучи наследницей таких самобытных мастеров, выбрать свою дорогу не так-то просто. И Екатерина взялась за стекло – с его обилием граней света и смысла.
В третьей персональной выставке художницы соединились две ее любимые темы: петербургские красоты и водная стихия. Летние пленэры и зарисовки в парках Северной столицы, Царского Села, Петергофа дали массу набросков и пищу для идей. Начать осмотр экспозиции стоит как раз с графической части, чтобы понять, как создавались композиции из стекла. Во многом работы рифмуются друг с другом. Например, плакат с увеличенной репродукцией «Фонтана в Летнем саду» подчеркивает невесомую красоту белой стеклянной богини в «Итальянском мотиве». Играет художница и с цветами. На плакате преобладают теплые оттенки, и сюжет со статуей, купающейся в брызгах и лучах солнца, наполнен летним теплом. А «Итальянский мотив» нежен, но холоден и загадочен – это мимолетный всплеск волн, который исчезнет через миг, унося магию обратно в глубины.
Бродить по этой выставке и вглядываться в переливы и отражения стекла можно очень долго. Кого-то очаруют игривые «Наяды» в многослойных струях воды, кто-то вспомнит о летнем отдыхе, задержавшись у картины «На солнце». Это вообще экспонат особый, притягивающий взгляды: пастельная зарисовка мраморной статуи полускрыта волнистым фактурным стеклом. Ощущение потока воды, скрывающего от нас девушку, настолько реально, что хочется прикоснуться! Пока мы будем прогуливаться, подмечать игру света и невольно тянуться к сверкающим граням, наши воспоминания о Санкт-Петербурге и других удивительных местах будут оживать. А где-то далеко на берегу Финского залива мраморным божествам, укрытым и спящим до весны, будут сниться шумные туристы и жаркое лето. Потому что не только зритель нуждается в прекрасном – искусство тоже не может без зрителя.

Выставка «Звенящие фонтаны Екатерины Штеренберг» будет ждать гостей до 26 ноября

Татьяна Клемешева
Фоторепродукции автора


Самое читаемое