Игорь Новиков. «Аленушка», 1991 г.

№57 (6062) от 5 августа 2022

Произведения Алексея и Игоря Новиковых – нечто среднее между притчами и инструкциями к жизни

Какой человек известен каждому? Это не исторический деятель, не политик, не ученый и не святой. Обезличенная фигурка на дорожных знаках, шагающая из ниоткуда в никуда – вот образ, с которым себя может отождествить кто угодно. Эту свободу бытия очень точно подметил русско-швейцарский художник Игорь Новиков – и впустил безликих, но не безразличных людей в свои полотна. А творческие методы его отца, Алексея Новикова, еще интереснее. Давайте присмотримся и сравним.

Экспозиция отца и сына под названием «Диолегии» (16+) начала работу в областном художественном музее. Название отсылает к драматургии петровских времен: публике не показывали пьесу в привычном понимании, а обсуждали в форме диалога вопросы нравственности. Оба мастера – яркие представители современного искусства, ведущие свой диалог на протяжении всей жизни.
В открытии выставки приняли участие Игорь Новиков и Надежда Брыкина – глава русско-швейцарского фонда поддержки современного искусства. С 1990 года Игорь Алексеевич живет и работает в Швейцарии, но русская действительность остается важнейшей темой его творчества. «Часто сталкиваюсь с тем, что за рубежом русских художников-нонконформистов знают хорошо, а на родине – нет. Это нужно исправлять», – отметила Надежда Брыкина. В завершение церемонии художник устроил для гостей экскурсию по выставке и отвечал на вопросы. А их у зрителей накопилось немало, ведь любая из работ оставляет широкое поле для трактовок.
И отец, и сын хорошо знают русскую жизнь с ее извечными проблемами. Алексей Новиков – выпускник Академии художеств Латвийской ССР, ветеран Великой Отечественной войны. Его художественный мир – это абстрактная, скупая на детали провинция, а выразительные средства мастера лишь подчеркивают непосредственность персонажей. Они неотделимы от своего быта, но то и дело пытаются взлететь, отрешиться от всего земного. В свою очередь, герои картин Игоря Новикова летают свободно – и перемещаются между эпохами, культурами и смыслами. Особенно хорошо это заметно в работах по мотивам классики русской живописи. Васнецовская Аленушка, репинские бурлаки, левитановская золотая осень и другие хрестоматийные сюжеты превращаются в фон для основного высказывания. Важно, что «человечки» Новикова-младшего не несут в себе разрушительной силы – как и бесхитростные герои его отца. Они лишь скитаются по жизни, пытаясь найти в ней свое место, а по пути осознают нечто особое «о времени и о себе».
Экспозиция поделена на две части, и работы художников тематически перекликаются, давая разные точки зрения на одни и те же проблемы. Интересно, что для каждого города России авторы придумывают свою концепцию выставки и готовят несколько новых произведений. Такие можно найти и в художественном музее. Поучаствовать в «Диолегиях» можно будет до 18 сентября.

Татьяна Кармашова (фото)
Татьяна Кармашова (текст)
Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое