Истинные намерения Эраста из «Бедной Лизы» с самого начала понятны всем – но не главной героине

№88 (6093) от 23 ноября 2022

Седьмые «Свидания на Театральной» показали: порой только любовь помогает оставаться собой

Искренность и теплота, возвышенные чувства и обезоруживающая честность, бурление страстей и семейный уют. Все это создается любовью, ради любви и из-за нее. Оставим на время темные стороны этого чувства: в сложные времена каждому из нас нужны опоры – и подсказки, как их обрести. Седьмой международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной» дал зрителям немало вариантов таких опор. «Рязанские ведомости» выбрали из обширной программы три очень разных постановки и на их примере исследуют, где и как спасает любовь.

В круговерти истории

Первым (и одним из самых сложных) стал разговор о чувствах, который с рязанской публикой завел коллектив петербургского Театра «На Литейном». Режиссер Роман Агеев превратил пьесу М.А. Булгакова «Бег» в трагикомическую историю о гражданской войне, которая происходит будто во сне. И герои, и зрители действие за действием блуждают в полутьме. Каждый будто бы ищет своего – побед, забвения, возможности выслужиться – но всем им отчаянно не хватает любви и искренности. А притихшая публика наблюдает, как персонажи теряют связь с реальностью. Потому у кого-то без видимых причин вырастают крылья (такие же грязные и нелепые, как все вокруг), а кто-то салютует проходящему поезду, не замечая, что он игрушечный…
«Где же тут про любовь?» – шепнула одна дама другой на выходе из лож в антракте. Но эта вариация «Бега» – скорее про то, что случается с миром, который ее предает.

На пороге взросления

Совсем другую историю, пасторальную и немного приторную, приготовил зрителям и жюри еще один петербургский коллектив – театр юных зрителей имени А.А. Брянцева. Режиссер Марк Розовский взял за основу классику сентиментализма – «Бедную Лизу» Н.М. Карамзина. Возвышенную и печальную повесть в театре дополнили стихами Юрия Ряшенцева, которые помогают по-новому взглянуть на героев и их драму в целом. Освежает действо ирония, а дополняет и раскрывает живая музыка.
Но чем дальше от начала, тем меньше сладости и свежести остается в истории любви честной крестьянки и пройдохи-дворянина. Карамзин показывал отношения Лизы и Эраста как некий пик, современный зритель видит, что это был лишь этап жизни, тест на взрослость – и оба героя его не прошли. И беспечно-потребительское отношение к людям, и стремление прыгать в омут с головой одинаково опасны…

Между пространством и временем

Одним из завершающих и самых драматичных стал спектакль «Пять-двадцать пять». Сразу скажем, что жюри присудило этой постановке приз за лучший актерский ансамбль – и это оправданно. Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П. Чехова взялся за современную пьесу, в которой переплетены тяжелые размышления о выборе между саморазрушением и саморазвитием.
Вместе с главным героем Колей зрители не раз проходят между жизнью и загробным миром. Парень принимает решение уйти из жизни и попадает на своего рода ток-шоу, которое ведут Бог и Дьявол. Они задают неудобные вопросы, но обещают в награду ненадолго вернуть Колю туда, где он был счастлив. Молодого человека носит между отчаянием и надеждой, страхом и апатией, а высшие силы почему-то обретают лица его лучших друзей… Коля пытается все исправить, вернуть любимую, отказаться от наркотиков. И что-то ему удается, только сама смерть, увы, неотвратима…
И, когда закрывается занавес и все артисты выходят на поклон, буквы на их футболках складываются в слово LIVE («живи»). Жаль только, что спектакль имеет маркировку 18+: его полезно посмотреть и обсудить ребятам помладше, которые учатся понимать ценность своей и чужой жизни.

***

Этот посыл – живи несмотря ни на что, жди своих моментов счастья, помогай другим и умей прощать – можно считать общим на фестивале. Сохраним же их в сердце и воплотим до следующих «Свиданий на Театральной», которые вернутся в ноябре 2023 года.

Татьяна Кармашова
Фото пресс-службы фестиваля


Самое читаемое