Когда журавли возвращаются…

Молодые рязанские учителя покоряют профессиональные высоты

Что может быть общего у поры прилета с юга журавлей в наши края и соревнований профессионального мастерства педагогов? На самом деле связь очевидна: и то, и другое происходит именно в апреле. Этот месяц для педагогической общественности региона наиболее волнительный и напряженный, но в то же время он полон профессиональных открытий и приятных моментов. Ежегодный «Учитель года» – пожалуй, самый известный и массовый конкурс педагогического профмастерства в регионе. Этого события ждут не только сами педагоги, но и ученики, а также их родители. Всем хочется знать, кого же в нынешнем году объявят лучшим, кто станет обладателем заветного керамического журавля – символа благородной учительской миссии.
Внутренняя кухня учительского конкурса, безусловно, очень интересна и насыщенна. Это и соревнование, и школа профессионального роста, и инструмент выявления наиболее талантливых педагогов, и способ поддержки передовых учительских практик. Пять конкурсных дней вмещают в себя открытые уроки, внеурочные занятия, мастер-классы, презентации авторских образовательных проектов, общение конкурсантов с профильным министром и журналистами. Но вдаваться глубоко в профессиональную специфику мы не будем, а остановимся лишь на том, что находится на поверхности и может быть интересно широкой общественности. А именно попробуем посмотреть на конкурс как на некий срез, позволяющий понять, как у нас сегодня обстоят дела с кадрами в школьном образовании.


Из 30 участников областного этапа всероссийского конкурса «Учитель года – 2019» 14 человек являются педагогами со стажем меньше 10 лет


Даешь, молодежь?!

Состав участников нынешнего областного этапа всероссийского конкурса «Учитель года» был примерно наполовину молодежным. Из 30 участников у 14 педагогический стаж меньше десяти лет. Например, учитель английского языка из Скопина Алевтина Карайон работает всего три года, но это не помешало девушке попасть в шестерку финалистов и занять на конкурсе почетное второе место. Среди четырех мужчин-конкурсантов трое – это молодые крепкие парни. При этом стоит учитывать, что для того, чтобы выйти на областной уровень, учителю сначала нужно одержать победу на уровне муниципальном, то есть стать лучшим у себя в городе или в районе. Получается, молодым на местах не боятся доверять, на них делают ставку здесь и сейчас, а не в какой-нибудь отдаленной перспективе. Отсутствие многолетнего педагогического опыта сегодня не является препятствием для профессиональных достижений (впрочем, как и его наличие), инициативность и здоровые амбиции только приветствуются. Данный тренд, к слову сказать, развивался постепенно и возник не вчера. Еще в 2011 году жюри конкурса буквально покорил молодой учитель физкультуры из Касимова Сергей Певцов, ставший тогда победителем. А в 2015 году первое место на региональном «Учителе года» заняла учитель английского языка Юлия Симакова – юная девушка, вышедшая на конкурс с оригинальным авторским проектом языкового лагеря. Она, кстати, показала высокие результаты и на федеральном уровне, войдя в число лучших 15 школьных педагогов России.
Следует ли из этого, что переходящие из года в год разговоры об отсутствии смены и старении кадров в образовании теперь уже не столь актуальны? Будем смотреть правде в глаза, вряд ли… Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет в Рязанской области, как показывает статистика, увеличивается, но не такими темпами, как хотелось бы. Между тем новый национальный проект «Образование» ориентирован, в том числе, на создание системы учительского роста и наставничества, масштабную переподготовку педагогического корпуса. Стоит надеяться, что такие прогрессивные идеи придутся по душе молодым и привлекут их в наши школы.

Земский учитель

Уже третий год подряд пальму первенства на региональном «Учителе года» берут представители сельских школ. В этот раз победа досталась учителю математики и информатики из Кораблинского района Екатерине Бибичевой. Ее тоже вполне можно отнести к категории молодых педагогов. Возраст – чуть за 30, педагогический стаж – 9 лет. Тем не менее ее ученики уже показывают высокие результаты на ЕГЭ, поступают в престижные вузы. Чтобы предмет был максимально понятен ученикам, Екатерина Бибичева использует на своих уроках метод моделирования. Она уверена, что изучать с ребятами геометрические фигуры проще, если вырезать их из бумаги, а дроби – если под рукой есть плитка шоколада, которая легко поделится на несколько частей. Вот такая идея – вроде бы очевидная, но прекрасно работающая!
В Ключанскую школу Кораблинского района Екатерина пришла сразу после окончания университета – фактически вернулась к себе на родину, в село. Составляющие профессионального счастья для молодой сельской учительницы просты – видеть интерес в глазах учеников, наблюдать даже небольшие их успехи. Екатерина уверена, что тяга ребят к предмету зависит от отношения к учителю, поэтому старается быть для них не просто наставником, но и старшим другом.
Принимая главный приз от губернатора Николая Любимова на торжестве по случаю закрытия «Учителя года», Екатерина Бибичева не смогла сдержать слез и откровенно призналась, что награда стала для нее приятной неожиданностью. Как и принято говорить в таких случаях, победительница пообещала оправдать оказанное ей доверие уже на всероссийском конкурсе, где она представит не только свою школу и свой район, но и всю Рязанскую область. Миссия для сельского учителя, безусловно, ответственная, но, надо полагать, это в чем-то и символично. Ведь именно сельским школам в последнее время стало уделяться значительное внимание. И все для того, чтобы школьное образование на селе ни в чем не уступало городскому.
– Нам важно, чтобы наши дети учились, а учителя работали в современных условиях, – заявил, выступая перед большим педагогическим собранием на закрытии регионального конкурса «Учитель года», губернатор Николай Любимов и тут же как бы в подтверждение своих слов анонсировал участие Рязанской области в конкурсном отборе Минпросвещения России, направленном на создание в школах сел и малых городов центров образования цифрового и гуманитарного профилей.
Сеть сельских школ в Рязанской области обновляется, и за примерами здесь далеко ходить не нужно. Замечательная новая школа открылась в начале этого учебного года в селе Плахино Захаровского района. Годом ранее в новый дом переехала Ильинская школа Скопинского района. Но какими бы прекрасными и современными ни были условия в таких школах, кадры по-прежнему решают все. Поэтому в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин инициировал проект «Земский учитель» по аналогии с уже работающей на территории страны программой «Земский доктор». Смысл «Земского учителя» в том, чтобы обеспечить школы сел и малых городов кадрами за счет выплаты приезжающим туда работать педагогам пособия в размере миллиона рублей. При этом для участников программы снимаются возрастные барьеры, что, по идее, должно привлечь на село не только выпускников педагогических вузов, но и опытных учителей со стажем.
Как будет работать программа «Земский учитель», позволит ли она на практике справиться с дефицитом педагогов на селе, покажет время. А прошедший конкурс педагогического мастерства в очередной раз продемонстрировал, что нынешние учителя Рязанской области – и городские, и сельские – большие труженики, люди неординарные, преданные свой профессии и достойные самого лучшего. Как благодарность всему рязанскому учительству губернатор Николай Любимов поддержал возникшую в кулуарах конкурса идею поставить памятник учителю в областном центре.

Людмила Иванова
Фото Дмитрия Осинина и из архива Рязанского института развития образования