На Дне народных промыслов рязанцы узнали о старинных нарядах русских женщин

В Михайловском историческом музее прошла лекция-презентация «Цветные нити Михайловского кружева». Музейные сотрудники рассказали об истории возникновения кружевоплетения, а затем умелые мастерицы Ирина Копытина и Ольга Клименова провели мастер-класс. Они показали посетителям, как из обычных ниток и кусков материи рождается замечательное произведение искусства. Им помогали и юные воспитанницы детского объединения «Кружевница» (Михайловская СОШ № 1). Девчонки продемонстрировали старинные  женские наряды и сарафаны.

– Знакомство с народными женскими костюмами проводилось в рамках Дня народных промыслов и ремёсел Рязанской области, – рассказала музейный сотрудник Светлана Феофанова. – Русский народный костюм, особенно женский, имеет интересную историю. Девушки ходили в длиннополой шерстной одежде – в шушуне или шушке. Цвет шушуна был белый, его носили и как накидку, и в ненастье, как капюшон. Главным элементом женской одежды – с поневой, с сарафаном или шушкой – была нижняя холщовая рубаха. Они были и для празднеств, и для отдыха, и для сельскохозяйственных работ. На рубахах обязательно была вышивка. А сарафаны, между прочим, в старину носили не только женщины, так и мужчины. Позже, русские красавицы, приспособили под свои наряды и немецкий фартук, перекроив его в обычный кухонный передник. От средиземноморских туник произошли знаменитые русские рубахи и не менее знаменитые поневы, аналог женского домотканого шерстяного плаща.

Михайловские красавицы, к слову, из всех нарядов предпочитали юбку. Более правильное её название «андарак», что означает «подол». И это, по мнению этнографов, вовсе не характерно для народной традиции. Юбки-андараки носили польки, литовки и белоруски. У нас же юбки появилась в XVI веке. Носили их только михайловские, ряжские и щацкие женщины, жительницы укрепленных пограничных крепостей. В то время их охраняли военнослужилые люди, выходцы с западных окраин, граничащих с Речью Посполитой. Вот так юбка-андарак попала в наши края и стала отличительным аксессуаром рязанских женщин-казачек.

– В русском костюме наиболее ярко проявилась творческая самобытность народа, сумевшего создать удивительные шедевры народной бытовой культуры, – продолжила музейный работник. – Одеяния женщин всегда отличались оригинальностью и разнообразием. А вышивки и кружево имели свою символику, свое обозначение. Одежду, предметы народного быта мы собираем, бережно храним и организуем выставки.

Фото из Михайловского исторического музея

Александр Федосеев (текст)