С любовью к Мещере

В Криушинской средней общеобразовательной школе отметили 50-летие школьного лесничества «Золото леса»

Несмотря на солидный возраст, лесничество продолжает развиваться и принимает в свои ряды новых юных защитников леса. Об этом корреспонденту «РВ» рассказывает руководитель школьного лесничества Татьяна Серебрякова.

Р.В. – Татьяна Владимировна, Криушинское школьное лесничество – одно из первых в России. С чего все начиналось?

Т.С. – Поначалу было объединение юных натуралистов. Дети исследовали природу, наблюдали за растениями, изучали птиц, обитающих в окрестностях. Позже стали сотрудничать с Криушинским лесокомбинатом, который был на селе всегда очень значимым предприятием.
Потом появилась идея не просто помогать лесхозу, но и получать на базе предприятия теоретические знания. Тогда и приняли решение о создании школьного лесничества. Первым руководителем стал ветеран Великой Отечественной войны Василий Платонович Куганов.
К юбилею мы оформили стенд, на котором разместили фотографии людей, благодаря которым развивалось наше школьное лесничество. Таких людей немало. Кто-то работал в школе, кто-то в лесничестве или лесхозе, и о каждом можно сказать много добрых слов.

Р.В. – Вы тоже уже 25 лет служите лесу и детям. Что вас привело в «лесную» профессию и педагогику?

Т.С. – В Криушу мы с семьей переехали из Милославского района в 1975 году. Мне было тогда пять лет. Родители работали в школе. В восьмидесятых годах моему отцу, Владимиру Ивановичу Серебрякову, поручили руководить школьным лесничеством. Биолог по профессии, он с увлечением занялся этой работой, не считаясь со временем и с тем, что работа эта материально не поддерживалась. Ко мне руководство школьным лесничеством на тех же условиях перешло значительно позже, когда я закончила школу, университет и проработала несколько лет в школе учителем биологии.
В школьные годы мы изучали курс «Лесоводство» 4 часа в неделю, выращивали ели на пришкольном участке, ухаживали за дендросадом, высаженным школьниками, под руководством Василия Платоновича, участвовали в посадке лесокультур, рубках ухода за лесом.
Этот труд многократно оценивался на уровне региона, района, но, к сожалению, грамоты не сохранились, они были уничтожены пожаром 2010 года. Но память жива, и моя любовь к природе, прежде всего, заслуга отца – и как учителя, и как человека.
За всю историю лесничества наши ребята пять раз становились участниками Всероссийских съездов школьных лесничеств.
В 1981 году Людмила Нечаева выезжала в Уфу, в 1984-м Елена Ивченко – в село Шушенское Красноярского края, в 2004 году – Оксана Самойлик. В 2004 на участие во Всероссийском съезде в Москву выезжала уже группа наших юных лесоводов, а четыре года назад, в 2014 году, в Казани побывали Павел Хиров и Настя Нагейкина. Все они возвращались с дипломами победителей.

Р.В. – 90-е годы считаются очень непростым временем. Как удалось сохранить школьное лесничество?

Т.С. – Как бы это ни показалось странным, в тот период отмечался всплеск внимания к лесному хозяйству, в том числе к деятельности школьных лесничеств России. Меня по рекомендации директора лесхоза Нины Абрамовны Никаноровой и при поддержке министерства лесного хозяйства направляли на двухнедельные курсы в Санкт-Петербург. Это было хорошим стимулом: хотелось работать больше и лучше. Неоднократно выступали на региональных съездах лесоводов с отчетами о своей деятельности. Возможно, именно там меня заметили представители Министерства лесного хозяйства Российской Федерации и в 1998 году пригласили выступить от имени всех школьных лесничеств России на съезде лесоводов в Москве. Я, конечно, волновалась, выступая в зале перед тремя тысячами человек.

Р.В. – В разговоре вы упомянули о помощи, которую лесничеству оказывал лесхоз. А сейчас эта связь поддерживается?

Т.С. – Конечно, поддерживается! Времена изменились, но и сейчас мы не одиноки. Как правило, когда обращаемся к предпринимателям или руководству района, в министерство природопользования, нас слышат и по мере возможности помогают.
Я рада, что удается поддерживать постоянную динамику развития школьного лесничества, хотя, казалось бы, какую новизну мы можем увидеть в посадках молодого леса или уборках территорий, в которых принимают участие члены школьного лесничества? Но мы к этому стремимся.

Р.В. – Вы тесно сотрудничаете с такими знатоками природы рязанского края, как профессор Марина Казакова и доцент Алексей Водорезов, с юными лесоводами и членами объединения «Лесные робинзоны», которое работает на базе вашей школы от областного эколого-биологического центра. Ваши подопечные пишут интересные исследовательские работы. Что из этой работы особенно запомнилось вам?

Т.С. – Исследования на Великом озере, Рябиновском болоте в поисках редкого вида клюквы мелкоплодной. В свое время были темы, связанные с созданием охраняемой территории вблизи села Криуша, на которой росли старейшие в Рязанской области дубы. К сожалению, они сгорели в 2010 году во время лесных пожаров. Помнится и совместное участие школьного лесничества в «Марше парков» в нашем районе.

Р.В. – Много ли ваших юннатов выбирает профессию, связанную с лесом?

Т.С. – У нас небольшая школа, но 1-2 выпускника практически ежегодно поступают на направления подготовки «Лесное дело» в вузы или среднеспециальные учебные заведения страны. Есть даже династии. Например, отец и сын Скопцовы. Глава семейства Александр Юльевич – заместитель министра природопользования Рязанской области. Когда-то он занимался в школьном лесничестве, которым руководил еще мой отец. А его сын Сергей около 10 лет назад был моим подопечным. Он выпускник отделения «Лесное дело» Рязанского агротехнологического университета, прошел службу в армии, вернулся на малую родину и работает в Криушинском лесничестве. Дело своего отца будет продолжать и Юлия Жаркова, отец которой, Андрей, тоже когда-то был членом школьного лесничества, а сейчас работает в лесном комплексе.

Р.В. – Несколько слов о том, чем занимаются юннаты в наши дни, и о планах на будущее…

Т.С. – Помимо изучения основ лесоведения, ребята занимаются просветительской деятельностью: раздают агитационные листовки с призывами относиться к лесу бережно, проводят беседы. Члены школьного лесничества участвуют в мероприятиях по посадке лесных культур и активно помогают бороться с бытовым мусором на территории лесного фонда. И эту работу мы продолжим.

Р.В. – Удачи вам в этой важной и нужной работе!

Беседовала Лада Петрова
Фото автора