Солотчинские альбомы Солженицына

Впервые они демонстрируются в выставочной галерее гостиничного комплекса «Боровница»
В день рождения галереи «А.И. Солженицын в Солотче» открылась выставка фотоальбомов писателя и его первой жены Натальи Решетовской.

Солотча была любимым местом отдыха Солженицына и его кабинетом – просторным до небес и одновременно укромным, где не мешали докучливые визитеры, случайные гости и соглядатаи. На берегу лесного океана писалось так же легко, как и дышалось. Сначала Солженицын останавливался в гостинице «Загородная». Теперь это гостиничный комплекс «Боровница», где и создана выставочная галерея. Потом переехал в ее филиал – отдельный деревянный дом, примыкавший к дубовой роще.
– Его очаровали природа, шум корабельных сосен. Он работал в гостинице «Загородная», это были кельи Солотчинского монастыря. Но там ему мешало коридорное радио, отвлекали соседи по номерам. А неподалеку, среди дубов, стоял вожделенный для него домик, и он уговорил директора гостиницы Серафиму Орлову предоставить деревянную избушку в его распоряжение, когда оттуда съехали постояльцы. Писал он рядом с домом, в дубовой рощице, сам сделал себе стол. За ним и был написан рассказ «Для пользы дела», который писатель отправил в журнал «Новый мир» из почтового отделения на площади Солотчи, – рассказывает московский краевед и журналист Николай Ледовских.
Вместе с Решетовской Александр Исаевич вел фотолетопись пребывания в этом чудесном краю. С отснятых пленок он отпечатывал кадры размером «шесть на девять». За десять лет, с 1958 года, сложилось 12 альбомов, десять из них, хранящихся в личном собрании Николая Ледовских, впервые демонстрируются на выставке. На некоторых страницах можно увидеть подписи, сделанные Решетовской, например, «Наша мечта» – это о домике, где жили, или «Сейчас уедем в новом вагончике» – о мещерском поезде, ходившем по узкоколейной железной дороге. В конце прошлого века она связывала Солотчу с Клепиками, Тумой и уходила дальше. По узкоколейке Александр Солженицын приехал из Владимирской области в Шумашь, на станцию Рязань-Пристань, когда после отбывания ссылки вновь воссоединился со своей первой женой Натальей Решетовской. Рельсовое полотно давно разобрано, но его небольшой фрагмент, как напоминание о прошлом железной дороги в Мещерском крае, сохранил сотрудник Министерства путей сообщения Михаил Акулов и передал в дар музею в «Боровнице».
Часть страниц Солотчинских альбомов уже оцифрована. Их могут пролистать на плазменном экране посетители галереи. Некоторые места изменились до неузнаваемости. К дубам, под кронами которых писал Солженицын, вплотную подошли коттеджи. Вот рядом с заповедным деревом на фоне каменного забора сфотографирован создатель выставочной галереи Владимир Мазаев.
Музей за четыре года основательно вошел в культурное пространство области, став частью исторического ландшафта. Внутри музейной комнаты тоже можно ощутить движение времени. Но это движение здесь уютное, как стук настенных ходиков. Такие же висели в доме Агафьи Ивановны Фоломкиной, у которой в деревне Давыдово квартировал Солженицын. Часы, правда, были неисправны, и Александр Исаевич первым делом восстановил их механизм. А спустя три десятилетия и время в России наступило другое.

Димитрий Соколов (фото)
Димитрий Соколов (текст)
Димитрий Соколов (видео)