Хотелось бы большего


32

Десять музеев Рязани и области стали участниками тайного аудита


Центр развития туризма Рязанской области и газета «Рязанские ведомости» продолжают проект «Музейный мир: эволюция формата». И вы, уважаемые читатели, можете стать его участниками. На страницах «РВ» ВКонтакте и Фейсбуке, на сайте издания rv-ryazan.ru, на сайте Туристского информационного центра ryazantourism.ru и сайте Центра развития туризма crt-rzn.ru мы проводим опрос «Какими должны быть музеи?». Предлагаем вам, уважаемые читатели, участвовать в опросе: “КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МУЗЕИ?”. Также отклики и пожелания о деятельности музеев города и области мы принимаем на адрес электронной почты detushevae@mail.ru.

Давайте вместе сделаем нашу область более привлекательной для туристов!


Провели аудит Центр развития туризма Рязанской области совместно с образовательным фондом «Траектория». Это первый в России пилотный проект, в ходе которого эксперты оценивали качество предоставления экскурсионных (музейных) услуг, уровень предлагаемого сервиса на объектах показа, а также содействие конкурентоспособности музейного продукта. Оценивали честно и непредвзято.

О том, какой представилась «Рязань музейная» одному из тайных гостей, сегодня на страницах издания так же честно и открыто рассказывает Антон Лагутин – начальник отдела межмузейных и туристических проектов и программ Московского агентства организации отдыха и туризма.

Россия – страна контрастов. К музейной сфере это относится в не меньшей мере, чем к экономике, политике и качеству жизни. Великолепная музейная среда и инфраструктура гостеприимства, свойственная отнюдь не только столицам и городам-миллионникам, соседствует с полной разрухой. Разруха, как видится, наблюдается, там, где нет понимания, как можно использовать культуру и наследие в качестве ресурса развития. А когда нет этого понимания, мы встречаем очень грустную картину.


Рязань занимает далеко не последнее место среди российских регионов. Но если оценивать ее с точки зрения мировой практики работы с историко-культурным наследием, то хотелось бы для столь знакового для национальной идентичности центра, как Рязань, много большего!


Как правило, созерцать эту картину гости того или иного поселения начинают с вокзала, аэропорта или другой «точки входа». Очень показательное в этом смысле место – киоски по продаже сувениров и печатной продукции. Количество и разнообразие путеводителей по городу и региону прямо пропорционально степени понимания руководством значения и роли наследия в современном социально-экономическом развитии. Следующей подобной точкой является гостиница: какие буклеты, листовки, флайеры и визитки можно найти на информационной стойке гостиницы. К этой же категории показателей относится наличие указателей на улицах. Речь идет и о дорожных указателях. Присутствие здесь рекламы музеев, культурных событий и аттракций является показателем качества культурной политики в регионе и количества субъектов этой самой культурной политики. Наконец, показательным является то, есть ли во внутреннем пространстве музеев те же самые буклеты, листовки, флайеры и визитки, но не свои, а других – соседних – музеев города и региона. Конечно, в первую очередь, эти материалы должны быть во входной зоне музея, но можно ожидать их и в других местах, например, на выставке, которая так или иначе корреспондируется с экспозицией или программой другого музея.

Есть и другие показатели, которые также очень важны. Это и использование интернет-каналов распространения информации, и онлайн-сервисы, и мультимедийные технологии в навигационно-коммуникационной системе музея, и, конечно, многоязычность всех и всяческих информационных носителей. Причем в последнее время актуальным стал не только английский язык, но и китайский. Особое значение для туристов из Поднебесной имеют музеи, связанные с историко-революционной тематикой.

Если оценивать Рязань по этим показателям, картинка получается далеко не оптимистическая. Нет, конечно, Рязань занимает вовсе не последнее место среди российских регионов. Но если оценивать ее с точки зрения мировой практики работы с историко-культурным наследием, то хотелось бы для столь знакового для национальной идентичности центра, как Рязань, много большего! Начинать стоит именно с вокзалов, гостиниц и улиц (одних «коричневых» указателей явно недостаточно). Очень важна была бы и интеграция музеев. В первую очередь, самого знакового объекта показа города Рязанского кремля, то есть Историко-архитектурного музея-заповедника, который сейчас живет вне времени и пространства. Это проявляется и в полном отсутствии внешних «гиперссылок» как в пространстве самого музея, так и на его сайте. Нежелание музея работать на современном уровне с электронными средствами доставки информации и предоставления услуг тоже очень показательный факт.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Оксана Кутукова,
генеральный директор АНО «Центр развития туризма Рязанской области»

– Сегодня поведение путешественников во многом отличается стремлением реализовать многочисленные потребности: получить увлекательную информацию, приобрести памятную продукцию, увидеть аутентичные объекты, развлечься и т.д. Музею, заинтересованному в притоке туристов, приходится разрабатывать новые технологии и приемы обслуживания, чтобы удовлетворить эти нужды и, что важно, при этом эффективно реализовывать собственные цели. Однако проектирование сервисной среды, разработка планов ее развития должны опираться на обоснованные выводы о существующих проблемах или недостатках сложившейся системы обслуживания. Уверена, что проведенный аудит, результатом которого станут экспертные выводы и рекомендации, поможет более качественно интегрировать учреждения культуры в сферу туризма.

Сегодня к культуре начинают относиться как к ресурсу новой экономики, источнику нового мышления. Все больше начинают задумываться о том, как культурное наследие могут сформировать специфику места, изменить имидж территории, стать интересными и для местного сообщества, и для туристов.

Кооперация организаций культуры с другими субъектами позволяет улучшать городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции.

Культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что сумела превратиться в мощную индустрию культурных услуг.


Экспертами сервисного аудита объектов показа стали:

1. Светлана Гонецкая – заместитель директора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям компании «TUI Россия и СНГ»

2. Антон Лагутин – начальник отдела межмузейных и туристических проектов и программ Московского агентства организации отдыха и туризма

3. Андрей Лисицкий – директор библиотеки им. Ф.М. Достоевского, эксперт в области социокультурного проектирования

4. Дмитрий Ойнас – эксперт в области менеджмента наследия, социокультурного проектирования, событийного менеджмента, творческих индустрий, специалист по маркетингу культурных продуктов

5. Константин Петров – директор программ Фонда некоммерческих инициатив «Траектория»

6. Михаил Юрик – исполнительный директор Фонда некоммерческих инициатив «Траектория»