Московский школьник Руслан Салимгареев сдал шесть экзаменов ЕГЭ, четыре из которых (русский язык, математика, биология, химия) – на 100 баллов. В преддверии чемпионата мира по футболу, когда игры еще не затмили нам все происходящее вокруг, эта информация стала весьма заметной.

Не испытавшая ЕГЭ, но много о нем слышавшая, я тоже восхитилась 400-балльником, но моя знакомая, которая в 50-х годах после окончания средней школы получила золотую медаль, чувства моего не разделила. «А разве экзамен ЕГЭ не должен быть равным тому выпускному школьному экзамену, который сдавали раньше? – спросила она и предложила. – Подсчитайте-ка, сколько мы, тогдашние золотые медалисты, набирали баллов? 600-800? И в жизни они, как правило, оправдывались». Я могу это на ее примере только подтвердить.

Но дело не только в сумме и глубине знаний, которые давала советская послевоенная школа. Подразумевался и определенный моральный критерий, до которого лучшие школьники той поры, как я думаю, дотягивали. Мой первый редактор «Рязанского комсомольца» – Г.Ф. Ларина рассказывала, как ей, твердо шедшей на золотую медаль, учительница вернула на переписку выпускное сочинение под предлогом того, что небрежно написано. Выводя прилежно знакомые строки, девушка с ужасом заметила в одном из слов грамматическую ошибку! Но не посмела ее исправить, получив потом не золотую, а серебряную медаль.

Этот факт я уже приводила в нашей газете в 2002 году. Корреспонденция моя называлась «Блеск медалей», и уже само название намекало на то, что не всегда «блеск» оправдан. Некоторые руководители образования тогда на меня обиделись: мол, неправда, что выпускников «тянут» на медаль. Но в это самое время, в отличие от послевоенных лет, такой важный экзамен, как выпускное сочинение, в некоторых (не во всех!) школах переписывали «на медаль» уже не единицы (я узнала об этом, когда некстати попала в одно уважаемое учебное заведение на следующий день после первого экзамена). Только ли ради славы? В той же статье я написала, что, как утверждают злые языки, смысл есть, причем прямой: легче поступить в вуз.

Видимо, с учетом этого обстоятельства мы и схватились за ЕГЭ, попробовали его и стали круто вводить. Настолько круто (иначе мы ведь не умеем), что отвергли прочь сакральное выпускное сочинение!.. Потом, естественно, спохватились, опять же.

Такова жизнь! Исправляем одно, забываем другое. К чему здесь разговор о золотых медалях? Они же до сих пор существуют и присуждаются за особые успехи в обучении в последних двух классах школы. Кто-то спросит: «Зачем? Ведь существует суровый, но справедливый ЕГЭ?» Есть ответ: «Он охватывает не все школьные предметы. Если же ребенок обучается на отлично по всем школьным предметам последние два года, то почему бы его не отметить? Это и даст хоть небольшой, но «привесочек» к баллам ЕГЭ при поступлении в вуз». Все ясно, понятно и справедливо.

Но вот в Интернете всплывает такой казус: золотая медаль выпускнику школы из Адыгеи выдана, а необходимого количества баллов по одному из предметов ЕГЭ он не набрал. Скандал. Потому что несправедливо.

Правда, учителя, с которыми я по этому поводу говорила, утверждают, что в их школах медаль выдается только после сдачи ЕГЭ.

Тем не менее, чтобы не попасть в новый образовательный капкан, Рособрнадзор, как мне думается, вынес правильное решение: с будущего учебного года золотая медаль школьнику будет присуждаться только с учетом результатов ЕГЭ.


Самое читаемое