№44 (5848) от 12 июня 2020
За три дня фестиваля свои книги россиянам представили 200 издателей
Ежедневно 6-й книжный фестиваль, ставший первым большим культурным событием после введения режима самоизоляции, посещали около шести тысяч москвичей. Их прием на главной площади страны разбили на несколько сеансов, благодаря этому, несмотря на ограничения, организаторам все-таки удалось сохранить непередаваемую атмосферу, знакомую всем любителям книг.
Новые имена
Фестиваль, приуроченный ко дню рождения А.С. Пушкина и Дню русского языка, открылся на главной сцене с церемонии вручения премии «Лицей» имени Александра Пушкина молодым писателям и поэтам.
На конкурс соискателей премии в возрасте от 15 до 35 лет в этом году поступило 2312 произведений со всей России, стран СНГ, Европы, Турции, Израиля, США, Мексики и Японии. Часть финалистов присутствовала на Красной площади, а остальные были на связи в виртуальном медиацентре «Российской газеты». В финал попали 20 произведений – десять в номинации «Проза» и десять в номинации «Поэзия».
Лучшим писателем был признан петербуржец Ринат Газизов за сборник рассказов «Отправление», лучшим поэтом – Александра Шалашова из Самары за книгу стихотворений «Инанна спускается в ад». Специальный приз от журнала «Юность» получили также Вера Богданова и Мария Малиновская.
Председатель жюри премии, главный редактор журнала «Юность» Сергей Шаргунов отметил, что финалистов четвертого сезона отличает «безоглядная смелость говорить о том, что другие умалчивают». Финалисты, по его словам, касались самых разных острых тем, включая современную школу, экзамены ЕГЭ, ОГЭ, истории о детях и приютах.
Произведения всех 20 финалистов премии «Лицей» имени Александра Пушкина опубликованы на сайте конкурса unost.org, также их разместил сервис «Ридеро».
Новое в личном списке
То, что удалось увидеть среди презентаций как самих авторов, так и издательств на всех шести площадках фестиваля, – потрясает. Остановлюсь на тех книгах, которые зацепили и были внесены мною в личный список «Надо прочесть».
Например, интеллектуальный триллер «Телефонист». Для его создания писатель Роман Канушкин консультировался с лучшими психиатрами Москвы. Права на экранизацию этого романа еще до публикации выкупил продюсер сериалов «Метод» и «Триггер».
Или бестселлер The New York Times и Amazon, права на издание которого были проданы в 27 стран – «Карта призраков. Как самая страшная эпидемия холеры в викторианском Лондоне изменила науку, города и современный мир». Это первое научное исследование эпидемии холеры в Лондоне, построенное по канонам детективного расследования. Почему эпидемия быстро распространяется в условиях мегаполиса? И как обезопасить себя в большом городе? Как утверждают издатели, в книге содержатся уникальные исторические данные, научные обоснования, есть в ней острый сюжет и реальные персонажи.
Комментарий:
Наталья Макеева, обозреватель Федерального агентства новостей:
– По-настоящему культура расцветает в моменты перелома, смены эпох, больших событий, настоящих тревог. Пандемия стала шоком не только для России, но и для всего человечества. Нам только предстоит осознать, изучить, исследовать то влияние, которое коронавирусная история оказала на культуру. Это, вне всяких сомнений, будет большой пласт из самых разных произведений, ведь произошло нечто, касающееся всех и каждого.
При этом до пандемии мы слишком уж пресытились встречами, общением. Все это потеряло ценность и для читателя, и для автора. Но несколько месяцев затворничества сделали свое дело. Сегодняшнее мероприятие распечатало наш затвор, и уже поэтому его ценность особенно велика. Мы начинаем встречаться, читать на публике стихи и обсуждать прозу в необратимо изменившемся вместе с нами мире.
И конечно же, книги, о которых стоит написать отдельно:
Новые-старые тайны
Удалось ли Гитлеру бежать из осажденного Берлина или он покончил жизнь самоубийством? Книга «Тайна смерти Гитлера» от публициста и историка Владимира Долматова дает однозначный и неопровержимый ответ на этот вопрос. В ней впервые представлены оригиналы документов, ранее совершенно секретных, из центрального архива ФСБ, Госархива РФ (архив НКВД), архива Президента РФ, рассказывающие о поиске Гитлера, обнаружении тел Геббельса, Гитлера и Евы Браун; допросы свидетелей ближайшего круга Гитлера, акты судебно-медицинских экспертиз останков Гитлера и Евы Браун.
Это труд не только о последних днях главы Третьего рейха, но и о легендах, которые возникли после смерти фюрера и позже обросли удивительными домыслами.
– Возможно ли появление нового мирового агрессора? – спрашивает во время онлайн-презентации книги Владимир Долматов и тут же отвечает:
– Я думаю, появление его вполне возможно. Чему бы история нас ни учила, мы ее быстро забываем…
Новые масштабные проекты
Но двухтомный альбом-каталог Государственного центрального музея современной истории России «Музей и война» дает надежду на иной исход истории.
В павильоне «История Отечества» презентация двух книг каталога стала первым мероприятием программы Российского исторического общества и фонда «История Отечества». Выпуск его приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и назван музеем главным издательским проектом 2020 года.
Оба альбома составлены в формате главной инвентарной книги и содержат данные более чем о 500 музейных предметах и 100 произведениях живописи и графики. Первый том «Эхо прошедшей войны» посвящен работам военных художников-графиков в собрании музея. Вторая книга «Музей и война» представляет собой иллюстрированный альбом-каталог коллекций, скомплектованных в 1941–1945 годах. Так, самым первым предметом, записанным 23 июня 1941 года, стала листовка радиовыступления заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и Народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова. Также в состав каталога вошел первый плакат Великой Отечественной войны – работа художника А.А. Кокорекина «Бей фашистского гада!», выпущенная в июне 1941 года. Как отмечают издатели каталога, его создание – это дань памяти и уважения сотрудникам Музея революции СССР, людям, которые в тяжелейших условиях войны продолжали выполнять свой профессиональный долг, порой совершая его ради сохранения исторической памяти народа.
«Красную площадь» вместе с вами посетила Екатерина Детушева.














Купить электронную копию газеты