Вена, 1961 г.

№65 (5869) от 26 августа 2020

Знаменитый фотомастер оставил нам свой взгляд на эпоху

Мне уже доводилось писать о работах Михаила Савина, ставших фотолетописью Великой Отечественной. Наш земляк Михаил Иванович Савин прошел с фотоаппаратом всю войну, сначала от белорусских границ до Москвы, потом – обратным путем, до Берлина. Снимал всюду, оставил большой архив военных снимков, не только парадных, боевых, но и связанных с бытом войны, разрушением всего и вся на оккупированных территориях. Его знаменитое фото кошки с простреленным ухом, сделанное в 1943 году под Смоленском, говорит нам о войне больше, чем многоцветье агитационных плакатов. Война – это беда. Об этом кричат нам снимки Михаила Ивановича. А Победа – это счастье, оно, ничем, кажется, незамутненное, написано на лицах фронтовиков, возвращающихся домой. Не случайно этот снимок М. Савина стал обложкой журнала «Огонек», вышедшего к празднику победы уже в новом XXI веке. И я храню этот журнал как ярчайшее проявление торжества победителей.
Сегодня Михаилу Ивановичу Савину исполняется 105 лет. И в канун этой даты мне захотелось посмотреть на послевоенные снимки знаменитого фронтового корреспондента. Практически весь послевоенный период его жизни был отдан журналу «Огонек», и я пролистала его страницы, отыскивая фоторепортажи Михаила Савина. Увидела их много, среди них – самые неожиданные. Михаил Иванович ездил, например, с Никитой Сергеевичем Хрущевым в 1960 году в Париж, а в 1961 году – с ним же на встречу с американским президентом Джоном Кеннеди. Именно там была сделана им знаменитая фотография, которая очень нравилась Хрущеву – на ней советский лидер выглядит выше ростом, чем американский.
Но зарубежные поездки в жизни Савина случались нечасто. Он много ездил по стране. Многие его снимки, начиная с 1950-х годов, и до середины 1980-х попадали на обложку «Огонька», которая была своеобразной витриной советской жизни. Но как искренни, как красивы эти снимки. В них жизнь выглядит такой, какой мы хотели бы ее видеть. И эти лица прекрасны, эти улыбки – настоящие, эти краски – натуральны, как сироп в советском лимонаде. Попробуй сейчас найти такой.
Нет, скорее всего, Михаил Иванович не кривил душой, когда снимал так ярко и оптимистично нашу советскую жизнь: он пережил войну и знал цену мирной жизни. Савин был большим мастером пейзажной, настроенческой фотографии. В одном из номеров журнала я обнаружила фоторепортаж о бульварном кольце Москвы с текстом Юрия Трифонова – ни много ни мало. И фото ни чем не уступают тексту знаменитого прозаика. А еще Савин умел замечательно снимать труд человеческий, в котором личность проявляется лучше всего, без оговорок. Труд кузнецов, ткачих, водителей, водолазов, земледельцев… Сейчас фото такого рода почти ушли с газетных и журнальных страниц, снимаем все больше работодателей, а до рабочих не доходим. Тогда работа фотокорреспондента в таком жанре считалась высшим пилотажем именно потому, что открывала такие глубины характера, какие ни один фотошоп не спрячет.
И уж более всего согрело душу в работах Михаила Савина то обстоятельство, что он малую свою родину не забывал, как только появлялась возможность, приезжал в Рязанскую область и работал со свойственным ему мастерством. Благодаря его снимкам страна узнала, как строились в Рязанской области маленькие межколхозные гидроэлектростанции или как рязанцы впервые смотрели телевизор, какими красивыми были девчата на Рязанском комбинате химволокна или как катались рыбновские ребятишки на маленьких лошадках в Пони-клубе при НИИ Коневодства…А в 1975 году Михаил Иванович приезжал на родину, в город Сасово, чтобы рассказать в своем репортаже, как строится там гигант машиностроения – завод «Саста», как живет этот город, из которого он уехал мальчишкой.
Михаил Иванович Савин работал в «Огоньке» и в перестроечные 90-е годы, когда тираж журнала при Виталии Коротиче достиг космических высот и на первой странице обложки печатали совсем не плакатные фото. И тогда Михаил Иванович перебрался на последнюю страницу любимого журнала, чтобы рассказать о русских матрешках и самоварах, о мастерстве михайловских кружевниц и скопинских гончаров, об интересных коллекциях и коллекционерах. Он не мог без любимой работы.
Мне стало известно, что в Рязанской областной библиотеке имени Горького в этом году готовится выставка работ Михаила Савина именно послевоенного периода. Их предоставила библиотеке дочь фотокорреспондента Елена Михайловна Баркова. Она хочет выставить именно эти, мирные снимки отца, которых сохранилось множество, и они тоже – свидетельство эпохи. Эпидемия коронавируса отодвигает это событие с одной даты на другую. Но, думаю, выставка, так давно и счастливо задуманная, обязательно состоится. Она того стоит.

Ирина Сизова
Фото из доступных источников и фондов РИАМЗ


Самое читаемое