Новая порода лошадей появилась в рязанском Алеканове. Дело за паспортом.

Наш регион вскоре может стать родиной уникальной породы лошадей – сейчас проходит подготовка документов для ее регистрации. Приокские пони –именно так будут величать новую породу – уже много лет пасутся на лугах возле села Алеканово, а живут в конюшнях во дворе простого деревенского дома отважной конезаводчицы, которая практически в одиночку за четверть века упорного труда смогла изменить отношение к детскому конному спорту, к иппотерапии и многому другому.

Татьяна Ефимкина более четверти века назад поставила перед собой задачу – создать принципиально новую породу лошадей, и вот ее мечта осуществилась. Почти осуществилась – потому что требуется еще немного усилий и некоторое время. Если человек приходит к лошади, то навсегда с ней остается. Так случилось и в жизни Татьяны Ефимкиной. Она закончила инженерный факультет тогда еще Рязанского сельхозинститута, работала на селе, а потом решила посвятить себя разведению лошадей. Так случилось, что в конце восьмидесятых, когда уже наступал период разрухи, ей повезло спасти от голодной смерти первоклассного арабского жеребца. Доходяга стоял в холодном деннике в ужасных условиях где-то в Подмосковье. И был это Бунчук, сын легендарного жеребца Песняра, которого миллионер Хаммер купил у Страны Советов за миллион долларов, а потом перепродал президенту Рейгану уже за 3,5 миллиона. Еле передвигавшего копыта элитного отпрыска привезли в Алеканово и выхаживали прямо в доме. Так вместе с людьми, в тепле и уюте своей новой семьи он и жил, смотрел телевизор, «участвовал» в чаепитиях, пока ему не построили новый, просторный денник. Арабский конь стал родоначальником новой породы. Его скрещивали с обычными шетлендскими пони. В результате получился сначала гибрид – арабо-пони, а потом и отдельная порода. Всю эту работу Татьяна Ефимкина проделала самостоятельно без какой-либо ощутимой материальной поддержки со стороны. Без отпусков, больничных и выходных. Помогали ей только специалисты Всероссийского НИИ коневодства и несколько девушек, больших любительниц лошадей, которые ради своего интереса пасли и дрессировали подопечных.

По сути, это большое достижение конной селекции. Дело в том, что у нас в стране основной породой «небольших лошадок для детей» является именно шетлендский пони, который имеет репутацию достаточно «стервозной» породы. Оно и понятно, ведь их выводили для работы на шахтах, а не для сентиментального общения с человеком. А ведь именно с пони раньше начиналось знакомство ребенка с лошадью. Но шетлендцы плохо прыгают, да и вообще могут покалечить ребенка. Но теперь все изменилось. Рязанские арабо-пони очень умны и нацелены на человека, как преданные собаки.

Хозяина воспринимают как друга и партнера. Новых лошадей из Алеканова знают по всей России. За весь период предварительной селекции из Алеканова их было отправлено в разные конные клубы и к частным владельцам от Питера до Хабаровска более полутора сотен. Пони хвалят иппотерапевты, ведь они очень прыгучие и обладают хорошими движениями. Их используют для лечения детей и взрослых через общение с умными и грациозными животными. Да и детский конный спорт теперь немыслим без алекановских лошадок.

– Порода окончательно сложилась около года назад, теперь существует устойчивый тип, – говорит главный регистратор, руководитель группы пони ВНИИконеводства Надежда Купцова. – Это очень перспективная порода. Лошадки дружественны к детям и отлично прыгают. Показательно, что знаменитый московский КСК «Измайлово» взял себе лошадок на подготовку. Здесь хотят увеличить у себя их поголовье. Когда к нам приезжала китайская делегация, тоже очень сильно заинтересовались породой. Сейчас принято твердое решение регистрировать новую породу, чего в стране не случалось уже давно. Название выбрано: «приокский пони». Мы стараемся собрать описания всех лошадей, которые когда-либо были выведены в Алеканове. Для того чтобы четко сформулировать стандарты породы. Поскольку порода все 25 лет существует «в себе», то требуется еще одно вливание генетики арабской лошади, и это будет проведено под нашим контролем. Еще пару лет – и породу мы надеемся полностью оформить.

Но в каждой бочке меда есть ложка подробностей, которые не всегда радужны. Татьяна Ефимкина говорит, что возможности ее маленького «ранчо» на пределе, она сделала многое, но для того, чтобы совершить финальный, самый главный рывок, нужна серьезная поддержка.

– Я буду со своими лошадками до конца. А чтобы порода получилась, я считаю, нужно еще шесть лет, тогда приокские пони заживут своей жизнью в клубах, на коннозаводческих предприятиях. А пока, если кто-то хочет, чтобы порода состоялась и существовала после меня, нужны инвестиции и поддержка, – говорит Татьяна Ефимкина. – Мои лошадки позволяют детям безопасно прийти в конный спорт, а потом постепенно через подростковый возраст, для которого арабо-пони тоже годны, стать конниками-спортсменами и пересесть уже на «взрослых» скакунов. В Европе, к примеру, у каждой большой спортивной породы есть миниатюрная версия. Но нам они не достанутся. В Россию из-за рубежа импортируется только «генетический мусор». Вся надежда на наших, отечественных, лошадок, в том числе и на моих. А сейчас я живу в режиме «тришкиного кафтана», у которого отрезают рукав, чтобы поставить заплатку на спину. Приходится продавать лучших, даже племенных лошадок, чтобы выжить. Крутиться приходится жестко.

Будем надеяться, что Рязанская область войдет в историю как родина особой породы лошадей, известных во всем мире, с которой начнется эпоха бестравматичного детского конного спорта и доступной иппотерапии. А красоту приокских арабо-пони можно оценить с первого взгляда.

 

Дмитрий Осинин (фото)
Михаил Скрипников (текст)

Самое читаемое