№41 (5946) от 4 июня 2021

Накануне профессионального праздника мы беседуем с социальным работником Аллой Данилиной об особенностях ее профессии

День социального работника ежегодно отмечается в стране 8 июня. В календаре профессиональных праздников он появился сравнительно недавно – в 2000 году. Тем не менее эта гуманная профессия была востребована всегда. А с введением в стране системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами нужда в социальных работниках возросла.
С социальным работником комплексного Центра соцобслуживания населения города Рязани Аллой Данилиной мы встретились во дворе пятиэтажки, в которой проживает одна из ее подопечных.

Забота и восстановление

Р.В. – Алла Николаевна, как проходит ваш рабочий день?

А.Д. – Он начинается с девяти часов утра и длится восемь часов. В среднем в одной квартире провожу два-три часа. В большинстве своем мои подопечные – больные пожилые люди, которые не могут обходиться без посторонней помощи. Моя работа заключается в ежедневной заботе о них: готовлю пищу, доставляю продукты, приношу лекарства. Поддерживаю постоянную связь с участковым врачом и выполняю все его предписания. Ну и, конечно, стараюсь морально поддержать моих подопечных. Ведь они в основном одинокие. Зачастую им не с кем поговорить. Соцработник для них – друг и близкий человек, которого они очень ждут. Всего у меня пять подопечных, трое из них – по системе долговременного ухода.

Р.В. – Расскажите, пожалуйста, про систему долговременного ухода подробнее. Какие услуги оказываются в рамках этой программы?

А.Д. – Это комплексная программа поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность самообслуживания. Мне нужно своих подопечных покормить, провести гигиенические процедуры, проследить, чтобы они вовремя приняли лекарства, назначенные врачом. Кроме того, по рекомендациям врача и психолога мы проводим с ними различные занятия. Особенно серьезная восстановительная работа проводится с гражданами, пережившими инсульт. Благодаря этим занятиям многие из тех, кто раньше не мог сам передвигаться или даже ложку держать, сегодня ходят по квартире с тросточкой и сами принимают пищу. Психологи дают нам упражнения для развития памяти и логики у наших подопечных. Иногда, конечно, бабушки ленятся, жалуются, что тяжело. Начинаешь уговаривать их, внушать, что все получится. И действительно, результат есть.
Кроме того, мы получаем для наших подопечных необходимые средства реабилитации: противопролежневые матрасы, ходунки, прикроватные столики, многофункциональные кровати. Все эти приспособления очень облегчили наш труд.

Р.В. – Отразилась ли пандемия на вашей работе?

А.Д. – Практически нет. Только были опасения, чтобы не заразить. Все мои подопечные – люди пожилые, с очень слабым здоровьем. Известно, что коронавирус может проходить бессимптомно. Поэтому все мы старались безукоризненно соблюдать меры безопасности во время работы. Маски, перчатки, санитайзеры. Конечно, было непривычно и тяжело находиться в маске по два-три часа подряд, готовить в ней, убирать, но привыкли. В масках мы работаем по сей день. Все необходимые средства индивидуальной защиты нам выдают.

Как родные

Р.В. – Алла Николаевна, вы давно работаете в комплексном Центре социального обслуживания населения? Как пришли в эту профессию?

А.Д. – Стаж у меня здесь небольшой – всего два года. В юности я отучилась на агронома в Рязанском агроуниверситете. Но по специальности работать не пошла, а устроилась в Водоканал. Потом трудилась на заводе, пока нас не сократили. Как-то мне на глаза попалось объявление о том, что требуются соцработники. Я прошла собеседование и начала работать.

Р.В. – Сразу влились в работу, не было сложностей, разочарования?

А.Д. – Сначала было очень тяжело, особенно морально. Все люди разные, со своими характерами, и проблемы у каждого свои. Потом втянулась в работу, привыкла к подопечным. Понимаешь, что они тебя ждут, нуждаются в тебе. Когда долго ходишь к одному человеку, он тебе становится почти родным. Бабушки очень любят рассказывать о своей молодости, о детях и внуках. В ответ ты с ними чем-то делишься. В итоге отношения завязываются почти родственные. Дни бывают разные, как и на любой работе. Иногда тяжело морально, иногда устаешь физически. В моей работе важно к каждому найти свой подход, и тогда она будет приносить удовлетворение. Наши подопечные все люди хорошие, но они больны. Когда нездоровится, у них бывает плохое настроение. Одного необходимо подбодрить, другому посочувствовать.
Когда я только начинала работать, мне очень помогали коллеги. Все они отзывчивые, добрые, готовые прийти на помощь люди, у которых я многому научилась и продолжаю учиться.

Всегда с улыбкой

Р.В. – Ваша профессия сложная. Не каждый с ней справится. Какими основными качествами должен обладать социальный работник?

А.Д. – В первую очередь это деликатность, оптимизм, самообладание и доброта. Очень важно любить людей и искренне желать им помочь. Когда я прихожу к своим бабушкам, на моем лице всегда – улыбка. Все мои проблемы и плохое настроение должны оставаться за порогом их дома. Они должны чувствовать мое искреннее отношение к ним, желание облегчить им жизнь, поддержать, выслушать.
Наши подопечные видят, что мы стараемся оказать им максимальную помощь, и благодарны нам. А нам радостно, что приносим пользу.

Р.В. – Бывает, что к вам обращаются за помощью поздно вечером или по выходным?

А.Д. – Я постоянно нахожусь на связи со своими подопечными. Нередко и вечерами бабушки звонят. Ведь они нас, социальных работников, воспринимают как близких. Им, бывает, не к кому больше обратиться. У одних родственников совсем нет, у других – живут в другом городе. Мои бабушки могут позвонить по любому поводу: пожаловаться, если что-то заболело, дополнить заказ, если что-то забыли, или просто пообщаться.

Р.В. – В трудные моменты не возникало желания уйти из профессии?

А.Д. – Ни разу. Труд социального работника нелегок, но я полюбила свою профессию. Я чувствую, что меня ждут, во мне нуждаются, мне доверяют.


Алла Данилина: «Труд социального работника нелегок. Но я полюбила свою профессию, поскольку чувствую, что меня ждут, во мне нуждаются, мне доверяют. Когда я прихожу к своим бабушкам, на моем лице всегда должна быть улыбка. Все мои проблемы и плохое настроение должны оставаться за порогом их дома»


Яна Арапова
Фотоэтюд Яны Араповой


Самое читаемое