№11 (6016) от 16 февраля 2022
Сегодня так называют себя ветераны афганской войны, считая, что они честно выполнили свой воинский долг
Юрий Быков, водитель МП «Водоканал г. Рязани» – один из них. Он служил в Афганистане чуть больше года, но запомнил это время на всю жизнь.
Согласно опросам, 90 процентов населения Афганистана вспоминают шурави с уважением, даже если в то время они были в числе их противников. Сотрудники спецслужб США постоянно удивляются: почему в Афганистане любят «шурави», несмотря на то что они там воевали. На что местные жители отвечают: «Да, вспоминаем!» Потому что советские солдаты не вели себя как оккупанты. Геологи разработали сотни газовых месторождений, инженеры построили ГЭС в Пули-Хумри и Наглу. В Кабуле все напоминает о советской помощи – школы, автопредприятия, нефтебазы, жилые кварталы.
Был месяц май…
В армию Юрий Быков пошел, можно сказать, добровольно, то есть по своей доброй воле. После восьмого класса поступил в профтехучилище № 4 и получил специальность помощника машиниста железнодорожного транспорта. Этой профессии он отдал целый год, вплоть до того момента, пока не получил повестку в армию. Такому повороту судьбы он был даже рад: будет возможность увидеть другие места, себя показать, на других посмотреть. Жил он тогда с родителями и сестрами в деревне Зеленые Поляны Путятинского района и дальше Рязани нигде не был. Именно от родного дома была протоптана дорожка к настоящему. Сегодня он возвращается туда только памятью.
Май в том году стоял теплый. Воздух был наполнен необыкновенным ароматом сирени, тюльпанов, нарциссов, других цветов. А в доме Быковых звучала музыка и смех. В то время именно так провожали новобранцев в армию. Юра тогда еще не знал, где ему предстоит служить, веселился вместе со всеми. Только мать время от времени смахивала слезу. Понимал и отец, что сын идет на службу в непростое время, поэтому был встревожен и задумчив.
Не будем рассуждать, насколько оправданным было участие нашей страны в этой войне, кому это было выгодно – десять лет боли и ужаса. Взрослые, зная ситуацию, переживали, а молодые, такие как Юрий, видели в этом романтику. Может быть, поэтому он был совершенно спокоен, когда узнал, что их конечный пункт прибытия – Ашхабад. Полгода тренировок, учебы в школе сержантов и… в Кабул.
Афганские уроки
– Приземлились, идем по аэродрому, а когда самолеты на взлет идут, тепловые ракеты отстреливают, чтобы с земли противник не подбил… Но тогда мы этого еще не знали – не поймем, что за фейерверк такой. А старослужащие говорят: «Да это вас встречают. С радостью!» Потом-то, конечно, поняли, что это шутка такая была, – рассказывает Быков. – Нам тогда показалось, что город встретил нас спокойствием и необыкновенной жарой, каким-то желтым пейзажем, непривычным для жителей средней полосы России.
– В первые часы было любопытство. А потом не знали, где спрятаться от жары. Сначала ничто не напоминало о войне. Бытовые условия и питание были отменными. Рядом – ребята, с которыми успел подружиться. Страха не было. Да и про Афганистан мы мало чего знали. Началось все позже, – вспоминает Юрий. – Почти все переболели гепатитом. Писать о том, где служим, было нельзя. Словом, афганские уроки оказались намного сложнее, чем мы думали.
Понимание местных жителей, воевавших за свои принципы, с одной стороны, и непонимание истинных целей своего участия в этой войне – с другой, пришли позже. Большинство участников боевых действий были совсем юными ребятами с неокрепшей психикой, но у всех было огромное желание защитить свои границы, помочь, выстоять.
– И мы стояли, – рассказывает Юрий. – Не делили себя по признакам национальности. В нашей бригаде были русские, белорусы, казахи, башкиры, татары, украинцы. Мы были единой семьей: вместе охраняли важное стратегическое направление, рядом спали, кушали за одним столом, общались с местными, возмущались их непостоянством и даже предательством, помогали во всем друг другу и афганцам. Русские парни не раз делились продуктами с голодными мирными жителями.
Когда речь идет о войне, трудно представить себе человека, который бы прошел через все ее тяготы и остался прежним. Воспоминания о минувших событиях и военных действиях держат в напряжении еще долгие годы, заставляя просыпаться по ночам в холодном поту от кошмарных снов, а днем – чутко реагировать на любые резкие звуки и движения. Так было и с Юрием Быковым. Он даже после окончания войны не мог «вернуться» домой в полном смысле этого слова, ведь какая-то важная часть его души осталась там, на афганской земле. Он и сам признается, что невозможно пройти войну и остаться прежним.
После войны
– Я многое понял, переоценил, научился ценить дружбу, стал более терпимым, что ли. Но не озлобился, – буднично говорит Юрий. – Другие, наверное, более слабые духом, просто уходили в себя, замыкались в своих давно пережитых чувствах, как бы заново проживая события военных лет. К сожалению, таков он, не поддающийся со временем терапии «афганский синдром», унесший жизни многих воинов. Мне в этом смысле повезло.
Юрий постарался забыть все плохое, что было в прежней жизни. Оставил при себе лишь любовь близких, родительский дом, друзей и веру в то, что любой мир всегда лучше всякой ссоры, где бы это ни случилось – в государстве или в семье.
В начале февраля Юрию Быкову исполнилось 55 лет. Глядя на него, трудно поверить, что он уже два раза дедушка. Бывший афганец обожает свою жену Ларису, дочку, а теперь и внуков – Диму и Катю. Любит свою работу. Сегодня он – водитель в МП «Водоканал г. Рязани». Его главное дело – создавать условия для комфортного проживания горожан, чтобы всегда в доме была вода, работала система канализации. Есть у него ведомственные награды. Его руководитель Евгений Фильчуков говорит о нем только хорошее. Много интересных моментов из его жизни в памяти председателя профкома Людмилы Ивановой. А для него главными приоритетами все же остаются семья и Родина.
















Купить электронную копию газеты