Сергей Оселков (во втором ряду в центре) и Рязанский губернаторский симфонический оркестр

Руководитель Рязанского губернаторского симфонического оркестра – о 60-летии коллектива, «антикризисной» музыке и верности профессии

Фестиваль искусств «Кремлевские вечера» и концерты Тысячного сводного хора области, литературно-музыкальные композиции и тематические концерты, энергия и тонкий юмор. Все это – о Рязанском губернаторском симфоническом оркестре. Главный академический коллектив региона активно развивается и не боится ни вызовов времени, ни новых форматов. «Рязанские ведомости» поговорили с художественным руководителем и дирижером оркестра Сергеем Оселковым о потенциале классики и силе духа.

Обогатиться эмоциями

Р.В. – Сергей Анатольевич, вы руководите оркестром уже больше 12 лет. Что самое главное, на ваш взгляд, произошло с коллективом за эти годы?

С.О. – Оркестр стал совершенно другим: он помолодел и начал активно развиваться. Кроме того, стал регулярно выступать, поскольку возобновились абонементные программы. Конечно, пандемия внесла существенные коррективы, но до нее в багаже оркестра уже было пять абонементов, а это немалое количество концертов в год.
Успешно действуют проекты, которые уже стали традицией. Это, например, фестиваль «Кремлевские вечера» – визитная карточка оркестра и филармонии в целом. Он важен городу по многим причинам, в частности – потому что каждый раз открывается концертным исполнением оперы русского композитора. Это очень ценно в условиях дефицита оперной музыки в Рязани. Также назову концерты для детской аудитории, в том числе в онлайн-форматах, которые мы начали осваивать в 2020 году. Еще одно знаковое событие – I Международный фортепианный конкурс русской музыки. Это была крайне интересная и увлекательная работа, и мы ждем следующего конкурса.

Р.В. – За эти годы вы дали немало концертов в городах России. Что коллективу дает гастрольный опыт?

С.О. – Да, только в период с 2017 по 2021 год мы выступали в Смоленске, Костроме, Муроме и других городах. Новые залы, новая публика – все это обогащает эмоциями, что очень важно для артиста. Кроме того, это своеобразный вызов: во многих городах действуют свои симфонические оркестры, людям есть с чем сравнить… Считаю свое­образной вехой наше выступление в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Это большая честь для всех нас.

Всегда на связи

Р.В. – Вы упомянули, что в оркестр приходит все больше молодых исполнителей. Каковы новые поколения музыкантов, на ваш взгляд, к чему они стремятся?

С.О. – В первую очередь – к тому, чтобы найти свое место (улыбается). Исполнителей много, а работы мало. Причем солист и оркестрант – разные люди со своими путями развития: солирующих – единицы. Те, кто не идет этим путем и не выбирает педагогическую работу, уже на последнем курсе консерватории, как правило, присматривают будущее место работы. В нашем мире для поиска вакансий даже интернета не нужно, сарафанное радио помогает.

Р.В. – Какими качествами должен обладать музыкант оркестра?

С.О. – Вниманием, организованностью и собранностью. Помимо навыков и таланта, конечно! Ведь оркестр – как механизм: взаимосвязь между деталями должна быть очень тесной.

Р.В. – Если в оркестре работают члены одной семьи, близкие люди, помогает им это или мешает?

С.О. – Я считаю, что никак не мешает. А все бытовые неурядицы профессионал оставляет за кулисами. Музыка на то и музыка: когда начинаешь играть, многие проблемы отходят на второй план…

Тренировка вкуса

Р.В. – В последние годы симфонические концерты на стыке жанров не теряют популярности. Публика ценит возможность услышать в оркестровой версии музыку из любимого кино или, например, оценить сочетание классики и рока. А что подобные программы дают самим исполнителям?

С.О. – Наша задача – расширять аудиторию, чтобы люди привыкали к звучанию классики. По мнению многих, это что-то скучное и сложное. А когда человек видит на афише слова «Песни из кино», «Рок-хиты» или что-то другое, связанное в его сознании с приятным времяпрепровождением, он приходит. И если после этого он проникнется и придет на что-то другое, да еще и приведет друзей – это уже достижение!
Что же касается исполнителей, то различные эксперименты – это разнообразие, но «качают мышцу» отнюдь не эстрадные мелодии, а Моцарт и другие классики.

Помнить о главном

Р.В. – В нынешней ситуации сложно что-либо планировать, но у вас творческие планы наверняка широкие…

С.О. – Сейчас мы надеемся продолжить сотрудничество с Московской государственной академической филармонией и снова попасть в программу «Оркестры России». Все предпосылки для этого есть. Текущая работа идет своим чередом. Главное – оставаться в движении и сохранять то, что уже наработано. А там время покажет.
Отдельно отмечу, что в этом году планируется всероссийский фестиваль музыки Андрея Петрова. Это композитор, который писал музыку к фильмам. Кроме того, ведутся переговоры по новому концертному сезону. Если все сложится, то в концерте открытия примут участие скрипач Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм и пианист Филипп Копачевский. В этом сезоне они с успехом выступали в нашем камерном зале, и на открытие мы хотим пригласить их всех, чтобы исполнить концерт Бетховена для трех солистов. Так и продолжаем строить по кирпичику наш «концертный дом» из разных сезонов. Надеюсь, это строительство будет бесконечным (улыбается).

Р.В. – Коллективное бессознательное пророчит новый серьезный кризис. Как вы считаете, отразится ли он на сфере академической музыки?

С.О. – Знаете, все времена непростые в той или иной мере. Каждый должен выполнять свою работу честно и с полной отдачей, а если не умеешь, то не лезть в чужое. Если человек верен своей профессии, его не сломят никакие трудности. Другой разговор, что для выживания нужны деньги, но и в 90-е с этим как-то справлялись и наверняка справятся сейчас.

Р.В. – В завершение попрошу вас посоветовать произведения, с которыми легче переживать трудные времена.

С.О. – Самая целебная музыка – у Шуберта, Мендельсона и Брамса, а из отечественных – у Чайковского. Она может буквально смазать раны и смягчить боль – это проверено. Вообще я считаю, что, независимо от окружающей обстановки, классическую музыку нужно слушать всегда – как и читать, и ходить в музеи. Правда, не в обиду другим сферам искусства, я считаю, что у классики особая роль. Она снимает шелуху бытовых забот и заставляет подумать о главном – уважении к ближнему, милосердии, любви.

Беседовала Татьяна Кармашова
Фото пресс-службы Рязанской филармонии


Самое читаемое