Как работает закон о защите прав потребителей в условиях экономических испытаний и перехода к импортозамещению.
Юридическая база достаточно пластична и способна «подстраиваться» под широкий спектр ситуаций, в том числе и тогда, когда это касается смены экономических эпох. Главное в этот период – активно интересоваться возможностями потребителей отстаивать свои права тогда, когда поставщики товаров и услуг начинают пытаться играть по своим правилам. Это означает, что в первую очередь следует проявить бдительность, осторожность и сопоставлять текст главного закона в жизни потребителя с текущими событиями. В любом случае, именно покупатель в итоге окажется прав, что бы ни происходило. Но только если он будет грамотно поступать и помнить, что лучше защитить свои права, чем купить что-либо по завышенной стоимости и стерпеть.
Не соскользнуть по графику изменчивых цен
Бывает так, что покупатель приобрел товар, пользуется им, и вроде бы все хорошо, но через некоторое время обнаруживает изъян в своей покупке. Естественным желанием подкованного потребителя является написать заявление на имя продавца и потребовать замены товара и возврата денег. И вот тут-то возникает загвоздка. Цены на указанный товар за это время успевают вырасти значительно. А продавец как ни в чем не бывало спокойно объявляет, что готов вернуть деньги, но только те, что уже были заплачены. Альтернативой выступает предложение вообще «не рыпаться», ведь выгоды все равно не будет, и продолжать пользоваться неисправным товаром. Вот такую систему пытаются протащить и утвердить недобросовестные поставщики товаров и услуг. Что же этому противопоставить? Закон о защите прав потребителей, в котором уже заранее предусмотрен и такой сценарий развития событий. В статье № 24 прописана норма, согласно которой деньги следует возвращать с учетом фактической инфляции.
Конкретно в пункте четвертом статьи сказано, что при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать компенсации разницы между уплаченной стоимостью по чеку ранее и той ценой, которая установлена продавцом на момент возврата. А если требование покупателя добровольно не удовлетворено, то тогда учитывается фактическая цена на момент вынесения судом решения о компенсации.
Ярким примером может служить история рязанца, который, приобретя автомобиль некачественной, как впоследствии выяснилось, сборки, захотел вернуть его в автосалон и получить назад сумму денег, которую он ранее за него выложил. До этого была проведена судебно-оценочная экспертиза. По ее методике эксперт-оценщик сделал запрос о стоимости в три разные торговые организации в регионе, которые продают аналогичные авто, а затем среднее значение принимается за рыночную стоимость на момент вынесения решения. При этом надо помнить, что есть еще и неустойка, под угрозой которой «ходит» продавец. Дело в том, что за каждый день просрочки выполнения законных требований покупателя продавец получает пеню в размере 1% от стоимости товара. В случае с автомобилем это очень серьезные суммы, а включается «счетчик» через 10 дней после того, как покупатель подал заявление еще в досудебном порядке. С учетом рыночных цен и их галопирования стоимость авто, купленного, к примеру, прошлым летом, может возрасти до двух раз и более. Это должно смущать только недобросовестных дилеров, а не покупателей, которые находятся в своем праве и в выигрышной позиции. Могут вернуть кратно больше суммы, чем они заплатили ранее. Разумеется, стоит также потребовать компенсации морального вреда за перенесенные душевные страдания, пока покупатель самостоятельно ходил за правдой. Это касается не только нервного истощения от необходимости вести переписку, оформлять документы, обращаться в суд, но и самого факта того, что автомобиль оказался некачественным, а значит потенциально очень опасным. И одно это осознание и пережитый стресс требуют солидного финансирования на законных основаниях. И это не все. Многие забывают, что в делах такого рода предусмотрен государственный штраф в размере 50% от всех ранее присужденных ответчику сумм, который, в данном случае, обязан выплатить автодилер пострадавшей стороне, то есть покупателю. Штраф этот назначается за отказ дилера решить вопрос в досудебном порядке, что привело к ненужной загрузке суда, вынужденного разбираться с очевидным делом. Это норма статьи № 13, а конкретно пункта 6 закона о защите прав потребителей.
Закон о защите прав потребителей регулирует и противоположные ситуации, когда цены на товары или услуги, наоборот, снижаются. В этом случае потребитель тоже в выигрыше, так как в качестве отправной точки при расчете компенсации судом берется большая сумма, которую он уплатил ранее.
Взяли и сделали хуже
Очень часто покупатели сталкиваются с более хитрой схемой, которая касается негарантийного ремонта. Сломавшийся товар, как правило, дорогую бытовую технику или электронику типа современного мощного компьютера, принимают в сервисный центр, а затем либо повреждают, либо даже в наглую крадут. Как всегда все обставлено так, что с первого взгляда к владельцам сервиса не подступиться. Ведь вы не первая их жертва. Закон о защите прав потребителей на этот случай имеет вполне рабочую статью № 35, в которой говорится, что если ремонтные работы выполняются над вещью, а также частично или полностью из материала потребителя, то исполнитель отвечает за сохранность вещи и правильное ее использование. В пункте 1 этой статьи указывается, что в случае полной или частичной утраты отданной в ремонт вещи, утраты расходных материалов для ремонта, полученных от заказчика, исполнитель работ обязан в течение 3 дней заменить однородным материалом или вещью аналогичного качества. И все это следует сделать в разумный срок. При отсутствии однородных компонентов или аналогичной вещи требуется возместить потребителю, вот сейчас внимание…барабанная дробь….двукратную цену утраченного!!! А также дополнительные расходы, понесенные потребителем.
«В одном из случаев нашей юридической практики, который был в прошлом году, нам пришлось принимать участие в споре с одним из сервисных центров, в котором повредили дорогостоящий телевизор до состояния, при котором его нельзя было уже никак отремонтировать, – рассказывает председатель рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Мы защищали интересы заказчика. Изначально он обратился к «мастерам» центра с тем, чтобы исправить мелкий недостаток в технике, у которой уже закончился гарантийный период. Работы требовали минимальных расходов, но когда «отремонтированный» телевизор ему вернули, оказалось, что разбит экран, поврежден корпус, а ТВ был дорогой. Заказчик потребовал отразить все в акте, но сотрудники авторизованного сервисного центра отказались это делать по указке своего руководства. Заказчик официально не принял назад свой телевизор и ничего подписывать не стал. Он пригласил свидетелей, подключил экспертов-товароведов, и в результате был составлен акт о том, что дорогостоящая техника повреждена.
В дальнейшем заказчик потребовал предоставить ему точно такой же телевизор в безупречном состоянии. Модель изначально была редкой, относилась к ограниченной серии одной иностранной марки и к моменту спора уже не выпускалась. В трехдневный срок сервис, понятное дело, ничего не смог сделать. Был суд, который постановил выплатить пострадавшему заказчику двукратную стоимость оригинального телевизора, компенсацию морального вреда, а также тот самый государственный штраф, умноживший все суммы компенсации на коэффициент 1,5. И все это в пользу потребителя».











Купить электронную копию газеты