№91 (6096) от 2 декабря 2022
Касимовец мечтает сделать остановки в своем городе удобными, безопасными и доступными всем
Председатель местной организации Всероссийского общества слепых Андрей Куликов известен в Касимове как человек с активной жизненной позицией, хорошо знающий потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Он полностью незрячий и прекрасно понимает, с чем ежедневно сталкиваются те, кто в силу болезни, врожденных особенностей или преклонного возраста нуждается в особой, так называемой безбарьерной среде. Но пока, будем честны, безбарьерная среда – это в лучшем случае история локальная.
Андрей Куликов рассказывает, что некоторое время назад он в качестве эксперта-инспектора общественного контроля занимался сертификацией городских объектов с точки зрения доступности их для инвалидов и маломобильных граждан. Насчитал таких объектов, в той или иной мере проходящих по критериям доступности, 19. В их числе, например, физкультурно-спортивный комплекс «Лидер», центр культурного развития, комплексный центр социального обслуживания населения, большой магазин строительных материалов, магазин автозапчастей, многие сетевые торговые точки. Но до них нужно еще добраться, а в этом и кроется основная проблема.
Так у Андрея Куликова родилась идея проекта «Мобильный маршрут». Его смысл предельно прост – модернизировать городские остановки так, чтобы ими могли свободно пользоваться инвалиды различных категорий, пожилые люди и мамы с колясками. Поскольку дело затратное, речь идет, в первую очередь, об остановках, находящихся на маршрутах, которые соединяют основные социальные объекты. Такая остановка, например, нужна в центре Касимова, на окраине города, где находится больничный комплекс, и еще в ряде городских локаций.
Как же должна быть оборудована такая остановка? В первую очередь высота платформы, где стоит сам павильон, должна подходить под низкопольный общественный транспорт. Чтобы инвалид-колясочник, например, мог свободно по выдвижному пандусу попасть в автобус. Для слабовидящих и слепых людей нужны звуковые оповещения о прибытии автобусов, информационный стенд с тактильно-звуковой мнемосхемой и контрастно-тактильные указатели.
К слову, стандарт таких остановок был разработан еще в 2016 году. В России есть и производственные кампании, которые занимаются проектами по адаптации остановок общественного транспорта для маломобильных групп населения. Но широкого применения эта практика пока не получила. По крайней мере, в малых городах – точно.
Остановки зачастую не просто неудобны – они представляют собой опасность, особенно в холодное время года. Прошлой зимой, например, в Рязани был случай, когда женщина шагнула из автобуса, как ей показалось, на край тротуара, но провалилась в грязь и мокрый снег, сваленный у обочины. Выбраться ей помогли прохожие. Еще чаще возникает ситуация, когда с обледенелой остановочной площадки есть риск угодить под колеса общественного транспорта. Понятно, что инвалидам и людям с физическими ограничениями все это полностью отрезает доступ к пользованию общественным транспортом.
«Недосягаемо, небезопасно, некомфортно, неинформационно», – так в четырех словах Андрей Куликов описывает положение дел с остановками в своем городе. При этом он прекрасно понимает, что это проблема всех малых (и не только) городов, и решить ее можно либо через муниципально-частное партнерство, либо закладывая финансирование на модернизацию остановок в проекты ремонтов дорог и тротуаров.
Вместе с тем Андрей Куликов считает, что обращать внимание на проблему просто необходимо, и всячески пытается сдвинуть это дело с мертвой точки. Он уже вел разговор с касимовскими перевозчиками, и они, по его словам, готовы пополнять свой автопарк низкопольными автобусами, но опять же нужна соответствующая транспортная инфраструктура.
Касимовский проект «Мобильный маршрут» прошел региональный этап отбора в рамках одного из федеральных конкурсов по направлению «Комфортная городская среда» и обратил на себя внимание на всероссийском уровне. Но автор реально оценивает шансы на реализацию своих идей и понимает: прямо сегодня мало что изменится. Тем не менее Андрей Куликов убежден: заявлять во всеуслышание о барьерах, которые закрывают инвалидам доступ к социальным благам, – это пусть небольшой, но все же шаг к доступной среде.
Мнение
Александр Спицин, паралимпиец, инвалид-колясочник:
– Общественным транспортом в Рязани я пользовался раз пять, не больше. В основном передвигаюсь по городу на такси, либо помогают добраться до нужного места друзья. Низкопольные автобусы и троллейбусы ходят, но их мало. Остановок, приспособленных для инвалидов-колясочников в Рязани, не видел, а вот в Москве такая инфраструктура есть. По моему мнению, работа по переоборудованию остановок под маломобильных граждан и переход к низкопольному транспорту должны идти параллельно. По отдельности ни то, ни другое не имеет смысла.
Людмила Иванова
Фото из архива РВ













Купить электронную копию газеты