№62 (6166) от 18 августа 2023
Любовь к девяностым не дает покоя отечественному кинематографу и по сей день. Причем снимают про эти лихие годы не только исторические сериалы, но и русское фэнтези.
Встретились как-то браток и оборотень
Начну, пожалуй, с самого трешового, стартовавшего в прошлую субботу на Кинопоиске, а до этого – на ИВИ, проекта компании «Среда» про оборотня в полицейских погонах «Разрешите обратиться» (18+).
Этому многосерийному фильму только в 2023 году предшествовало не одно отечественное фэнтези: в начале года нас ждал второй сезон «Сергия против нечисти» про попа-расстригу, который борется со всем русским фольклором вместе взятым. Весной вышло продолжение «Вампиров средней полосы». А уж летом на нас обрушилась целая лавина фэнтезийного кошмара: пионеры-кровососы из «Пищеблока», ведьмы из мелодрамы «Там, где цветет полынь» и читатели магических книг из «Библиотекаря».
Разные по качеству и успешности сериалы выявили общую тенденцию – реальному земному русскому люду очень уж по нраву пришлись волшебники, оборотни и кровососущие. А потому сценаристы пошли дальше и совершили немыслимое: со-единили отечественную любовь к фэнтези и незабываемые для многих из нас лихие 90-е.
Именно так и появился на свет сериал про оборотня в погонах. Не в том смысле, что про полицейского, который вместо защиты людей встал на сторону зла. А про реального оборотня. Вернее, реально нереального – того, что превращает человека в иное существо, более сильное. И как оказалось, не всегда злое.
К этой витиеватой смысловой мешанине сценаристы комедийно-мистической драмы добавили довольно интересный сюжет и известных актеров. Того самого оборотня-полицейского Гошу Котова, а точнее робкого заику, сына легендарного мента по прозвищу Волкодавыч, который трагически «погиб при исполнении» в те самые 90-е, играет Андрей Гальченко. Гошину маму, моложавую блондинку – Елена Валюшкина. Живущего по заветам лихих 90-х коррумпированного мэра Корчагина – Ростислав Бершауэр. Этот колоритный персонаж, кстати, ничуть не уступает главному герою – когтистому оборотню с шерстяными бакенбардами. К тому же актер снабдил своего персонажа характерным говорком, похожим на манеру речи покойного Андрея Панина, названного когда-то критиками «русским кокни».
Есть в этом сериале, хорошо и с любовью описывающем многочисленные провинциальные типажи, и острые социальные шутки, и даже школьный юморок (вот его-то хотелось бы как раз поменьше). А еще – непременные клиффхэнгеры, разнообразные сюжетные твисты и прочие атрибуты зрелища, предназначенного для «запойного просмотра». Так что широкая аудитория, на которую и рассчитывают создатели проекта, уверена, добротно созданный 15-серийный фильм оценит.
Не совсем по книге и далеко не «Матрица»
В далеком 2008-м, через год после публикации, «Библиотекарь» Михаила Елизарова получил престижную литературную премию «Русский Букер», а затем стал бестселлером в Европе, Японии и Китае. И читался роман тогда не иначе как ироничный фельетон, в котором устами своего героя Елизаров очень просто и понятно объяснял всем и вся причины нашей фантомной любви ко всему «простому советскому…»
А в 2015-м проект экранизации, заявленный Art Pictures Group, получил поддержку Фонда кино. А еще восемь лет спустя – сбылось: роман экранизировали. Восьмисерийный «Библиотекарь» (18+) вышел на платформах мore.tv, Wink и на Кинопоиске, рассказывая о приключениях простого парня Алексея, которому открылась удивительная истина: книги советского писателя Громова обладают магической силой и ради них люди, знакомые с их воздействием, готовы на все.
Совсем уж по книге, если честно, не получилось. И вот как комментирует это факт Никита Ефремов, сыгравший главного героя – актера-неудачника Алексея Вязинцева:
– Сам роман я прочитал еще в 2007 году, когда он вышел. Мне было интересно погрузиться в тот фантастический мир, который придумал Елизаров. Понравилась задумка с книгами, что они обладают волшебными свойствами, и то, что действие происходит в конце 1990-х. Мое детство прошло в этот период, и все воспоминания свежи. Поэтому, когда я читал роман, декорации живо представлялись перед глазами. В сериале, конечно, некоторые вещи изменили, поскольку в кино свои законы. Например, у нас Алексей Вязинцев – актер, который хочет поехать в Голливуд и там строить карьеру, потому что в России 1990-х ему трудно найти работу. Мы покажем историю взросления героя, инициации из инфантильного мальчика в мужчину, который может взять на себя ответственность. Для тех, кто незнаком с книгой, я бы сравнил Алексея с Нео из «Матрицы»: он, как и герой Киану Ривза, попадает в новый неведомый мир и изучает его, а потом оказывается, что он в этом мире еще и избранный.
Режиссер сериала Игорь Твердохлебов, снявший сериалы «Триггер» и «Мажор», отсылок к «Матрице» не делает. Он обещает эпическую битву добра и зла аж в духе «Игры престолов» и «Хроник Нарнии» на фоне постсоветского быта конца 1990-х и в традициях «Дозоров» Сергея Лукьяненко.
Получилось ли в итоге «городское фэнтези с элементами магического реализма, боевика и детектива», решать нам, зрителям. Добавлю только, что несмотря на отход от елизаровской версии «Библиотекаря», фильм довольно смотрибелен. Батальные сцены не дотягивают до воображаемого текстового идеала, но не лишены изобретательности. Есть в сериале и несомненные актерские удачи.
С новыми российскими сериалами знакомит Екатерина Детушева













Купить электронную копию газеты