Выступает Кирилл Тремасов

№75 (6279) от 02 октября 2024

В Рязани обсудили денежно-кредитную политику Банка России

«В экономике шторм, перегрев», – такие, схожие с атмосферными явлениями сравнения применялись в дискуссии, которая прошла в Рязани на коммуникационной сессии Банка России. Но в отличие от природных стихий, экономика, как крепко построенный и содержащийся на надежном уровне корабль, находится в стране под квалифицированным управлением – это мнение выражали на сессии представители мегарегулятора финансового рынка: член совета директоров, начальник главного управления Банка России по ЦФО Рустэм Марданов и директор департамента денежно-кредитной политики Кирилл ­Тремасов.

Одно из важнейших решений, о поднятии Банком России в сентябре ключевой ставки до 19%, вызвало буквально бурю эмоций у производственников. А ведь в сессии участвовали руководители и главные бухгалтеры 150 рязанских предприятий! Вопросы банкирам от них сыпались как из рога изобилия, как раскаты грома звучали в зале реплики типа «Употребляете гильотину как средство от головной боли?», «Ангина исчезнет, только если врач уничтожит пациента?»

Представители Банка России демонстрировали спокойствие. Обращаясь к производственникам, Кирилл Тремасов подчеркнул, что такие сессии ЦБ проводит по всей стране и круг задаваемых бизнесменами в регионах вопросов и эмоций примерно один и тот же. Ответ тут один: экономика РФ достаточно сильна и способна пережить этот шторм. Например, при всех повышениях ключевой ставки в стране … уже третий год длится настоящий инвестиционный бум. В первом полугодии рост инвестиций в основной капитал составил почти 11 процентов в реальном выражении, это даже выше, чем за аналогичный период в прошлом году!

По сути, Кирилл Викторович повторил мысль, высказанную Эльвирой Набиуллиной. Банк России не собирается мириться с нынешней инфляцией. Финансовый регулятор считает необходимым вернуть показатель к цели около 4% в следующем году. Для этого ЦБ готов сохранять денежно-кредитные условия жёсткими столько, сколько потребуется.

Ключевая ставка в обуздании инфляции играет важнейшую роль. Она способна воздействовать на спрос, а значит, и на перегрев экономики – состояние, при котором спрос на товары и услуги сильно превышает предложение. Перегрев – опасная ситуация. Он выливается в рост цен. При перегреве люди не получат больше товаров, только более высокие цены.

Почему так важно вернуться к 4%, а не смириться с 9%? Во-первых, чтобы защитить сбережения и доходы граждан от обесценивания. Во-вторых, только при низкой инфляции будут доступны долгосрочные кредиты. При высокой инфляции такие продукты, включая ипотеку, будут дорогими для большинства заемщиков, так как в их цену закладывается и инфляционная составляющая.

Разумеется, у каждого рязанского бизнесмена была своя точка зрения на экономику. И сыпались мнения о том, что стоимость привлечения кредитных средств повысится, а увеличивающиеся расходы производители будут закладывать в цену, тем самым разгоняя инфляцию.

Кирилл Тремасов привел свежайший пример, говорящий о том, что дешевые кредиты далеко не всегда благо. Три года в России действовала масштабная программа льготной ипотеки. В итоге… новостройки подорожали почти вдвое. И взявший льготный кредит человек при таком росте цен не мог сэкономить при покупке квартиры, а те, кто хотел обойтись без заёмных средств, и вовсе вынуждены были платить намного больше, чем до программы.

Это не говорит об ошибках Правительства РФ. Ему нужно было помогать строительной отрасли выжить – и это сделано. Результат достигнут: в пять раз вырос сальдированный результат строителей (прибыль минус убытки).

Но любые льготные программы в нынешних условиях следует применять только точечно. Если давать льготные кредиты всем, то это уже не льгота.

И такие примеры на коммуникационной сессии приводились в ответ на каждую реплику бизнесменов. Беседуя с журналистами после сессии, член совета директоров Банка России, начальник главного управления по ЦФО Рустэм Марданов сказал: «Мы постарались объяснить участникам сессии логику принятия наших решений. Хотя, может быть, вопросы еще остались, но бизнес и финансисты, надеюсь, постарались друг друга понять. Для нас же было крайне важно узнать, как сказывается влияние ключевой ставки на деятельности предприятий и организаций, какие сложности они испытывают. Вся эта информация, как и результаты опросов, которые мы проводим, будет учтена на следующих заседаниях совета директоров Банка России».

Юрий Евстифеев
Фото предоставлено Рязанским отделением Банка России


Самое читаемое