№80 (6284) от 18 октября 2024
В РИАМЗ открылась выставка Московского государственного центрального музея кино «Смело верь тому, что вечно», посвященная 210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.
Три музея объединились, чтобы рассказать о попытках режиссёров прочесть образ Лермонтова и, отражая настроения времени, экранизировать его. Каков был путь создания и результат, мы увидим в трёх разделах. В них – художественные эскизы, сценарные тексты, чёрно-белые мизансцены и костюмы.
Экспозиция отражает несколько исторических этапов. Холодом наполнен «Зимний Петербург» («Маскарад», 1941 г., «Лермонтов», 1943 г.), мелодично звучит «Сказка о бедном поэте» («Лермонтов», 1986 г., «Печорин», 2011 г.), наконец является «Герой нашего времени» («Княжна Мери», 1955 г., «Герой нашего времени», 1967 г.).
Всё это – одна мультимедийная история. Вот мы видим только зарождающиеся замыслы костюмов в эскизах Эльзы Раппопорт. Карандашом и гуашью художник прорисовывает наряд Мери и мундир Грушницкого. Здесь же, нужно только обернуться, представлены оригинальные модели нарядов. Ровно те платья, в которых мы видим Мери и Бэлу. Директор Московского государственного центрального музея кино Лариса Баженова объясняет: «Часть костюмов предоставлена фондом музея, а другая – из частной коллекции художника Дмитрия Андреева».
Разглядываем фотографии со съёмок и смотрим отрывки из черно-белых фильмов. Отвлекаемся на пёстрые плакаты Виктора Петрова, Евгения Гребенщикова и Якова Руклескова. Именно они приглашали горожан увидеть новое кино в 1940-е.
Поговорим с историком кино
Историк кино, куратор выставки и сотрудник музея Станислав Луговой рассказывает: «Сейчас экранизации Лермонтова – это малоизученный мотив в киноведении, хотя это большая тема для разговоров. Рязани крупно повезло увидеть выставку, так как похожего ещё не было, разве что частично на родине Лермонтова, в Тарханах».
Я спрашиваю у эксперта, какая экранизация особенно нравится ему.
Станислав задумывается: «Каждая картина отвечает за свою историческую эпоху, поэтому сложно распределить их в одной плоскости. Но если останавливаться на чем-то конкретном, то я выбрал бы работу «Лермонтов» Альберта Гендельштейна, так как этот фильм опередил своё время благодаря метафорическому и аллегорическому образу. Режиссёр говорил со зрителем 40-х годов на языке, который общественность начала понимать только спустя 20 лет. Это прорыв, равный кинематографу Тарковского. Ещё я бы выделил работу Сергея Параджанова. Его точно невозможно с кем-то спутать, он создатель собственной вселенной. С образом Лермонтова у него были сложные творческие взаимоотношения, множество замыслов он так и не завершил. Так, он планировал снять «Демона», собираясь взять на главную роль Майю Плисецкую, но этого не случилось».
Министр культуры области Елена Васильева обращается к гостям с напутствием: «Благодаря музейному центру мы познакомились с шедеврами русской живописи, театральной жизни и теперь можем узнать больше о киноискусстве. Я желаю, чтобы эта выставка наполнила вас новыми знаниями и вновь пригласила к чтению произведений великого русского поэта и прозаика».
(6+)
Арина Тимохина
Фото автора















Купить электронную копию газеты