№13 (6317) от 21 февраля 2025
Заметки о выставке Марии Ивановой (Озимой)
Художница из знаменитой династии представила свои работы последних лет в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» – отделе Рязанского художественного музея им. И.П. Пожалостина. В экспозиции – 37 произведений разных жанров, живопись и графика.
Мария Иванова (Озимая) – внучка народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств Виктора Иванова, дочь члена Московского объединения Союза художников и творческого объединения женщин-художников Москвы «Ирида» Татьяны Ивановой. Конечно, в ее творчестве видна преемственность, используются приёмы, взятые на вооружение Виктором Ивановичем и другими художниками сурового стиля, но в то же время оно совсем иное.
У Марии Ивановой свой «голос», который не спутать ни с чьим другим, и она не прекращает творческие поиски. Одним работам на выставке в большей степени присущи лаконизм и некое «упрощение» форм, в каких-то – иная, новая стилистика. Во многих произведениях – ощущение прозрачности и хрупкости воздуха, иногда призрачности предметов… Но есть общее – «сдержанное» использование цвета, и главное – Нежность с большой буквы. К людям, к природе, да и ко многим вещам, существующим внутри и снаружи гигантского мегаполиса.
Так и хочется перефразировать Франсуазу Саган – «Немного нежности в холодной воде»… Она везде. Иначе так не изобразить беседующих соседок (одна в антиковидной маске, другая нет), женщину на скамейке, кормящую голубей; юную маму, гуляющую с коляской. Предметы, обитающие в мастерской и доме, тоже «одушевляются», живут «тихой жизнью» (так переводится слово «натюрморт»).
На первом плане всегда – живое, город – фоном. Вот кто-то днем прилег поспать на пару с собакой возле окна, в которое видны башни Москва-Сити. Кто-то гуляет с ребенком у речки, рядом со ржавым остовом машины, а на другом берегу – высотные коробки спального района… Прекрасны, наполнены жаждой жизни цветы, даже кактусы, стоящие на подоконнике, за которым опять – каменные джунгли столицы.
Многозначен холст 2023 года – «Бегство в Египет». Желто-охристая теплая гамма, но отнюдь не радостная, солнечная, а искусственная, подземная. В вагоне метро стоят, сидят люди разного возраста, ребенок прилег рядом с мамой. Но каждый – сам по себе, обособлен, даже игрушечный кролик. Большинство погружены в смартфоны и планшеты, кто-то в свои мысли. А плакат на стене вагона с изображением египетских памятников рекламирует туры по миру.
На мой взгляд, в работах Марии Ивановой очень точно схвачено настроение нашего времени. Конечно, у каждого своё восприятие, но, думаю, многие последние годы ощущают жизнь на той «волне», которую передает художница.
Вот что пишет сама автор: «Выставка называется «Предчувствие весны» потому, что она посвящена удивительному свойству нашего мира – способности пробуждаться и возрождаться после долгой зимы, приобретая новые формы и качества, новый опыт. Это чудо! Порой это и единственное, что надёжно, на что можно опереться.
В Рязани, которую я глубоко люблю, это третья моя выставка. И это новая возможность для меня поделиться своим взглядом на мир и своими чувствами. Представленные работы – последних лет. В каждую из них я попыталась вложить малую толику надежды, попыталась увидеть сквозь небо звёзды, дать опору нежным цветам…
Основная техника для меня – живопись маслом. Но бывает, сюжет подсказывает другой способ изображения, или мне хочется другой скорости работы. И я стала пробовать другие техники, материалы, манеры живописи. Мне так интересно. Меня привлекает разнообразие, новые вопросы и поиски новых решений. Поддерживает надежда и вера в жизненную силу предстоящей весны».
Разнообразие техник и материалов (акварель, карандаш, фломастер, гелевая ручка и т.д.) шире представлено в графике. Например, в двух рамах – шесть цитат (каллиграфия) из святочного рассказа «Печёный гусь», шесть иллюстраций к ним и QR-код. Перейдя по ссылке, с помощью смартфона можно найти всё произведение (советую сфотографировать QR-код и читать дома: рассказ достаточно длинный). Привлекают внимание три работы с одухотворёнными женскими образами, созданные в смешанной технике. Помимо прекрасных по пластике силуэтов – здесь в каждом случае разные приёмы решения графического листа, в том числе орнамент и текст…
…Есть в экспозиции и работа 2025 года: «Снегопад. Метро Динамо» (оргалит, смешанная техника). Это практически монохромный, цвета сепии, пейзаж с высоткой, круглым фонарем и прохожими. Прозрачная вуаль снега скрывает всё лишнее, «картинка» становится вневременной. И будто зовёт пройти по белому «холсту» дорожки, ведущей куда-то вдаль. Надеемся – по направлению к весне.
Выставка (12+) в галерее продолжит работу до 10 марта.
Елена Ступина
Фото Елены Ступиной














Купить электронную копию газеты