Быть в эпицентре событий, видеть больше других и доносить суть — такова работа журналиста. Сегодня мы беседуем с корреспондентом газеты «Молодежная среда» Полиной Чижиковой о ее непростой и удивительной профессии, поиске живых историй и о том, как педагогика помогает в журналистике.
— «Учитель русского языка и литературы» и «журналист молодёжной газеты» – это две разные субличности или части одного целого? Кто в тебе побеждает чаще: тот, кто хочет рассказать историю, или тот, кто хочет исправить грамматическую ошибку?
— Мне кажется, что обе эти «личности» прекрасно уживаются и соседствуют во мне одной, органично дополняя друг друга. Навыки и компетенции, которые необходимы для работы учителя, помогают при написании материалов в газету. Например, те же самые пунктуационные или орфографические ошибки не остаются незамеченными мной при редактуре, а умение написать грамотный текст полезно и на этапе обучения моей профессии, и, я уверена, будет полезным в будущем в карьере учителя.
— Есть ли у тебя «профдеформация» от учебы? Бывало ли такое, что ты слушаешь героя интервью, но вместо смысла думаешь о том, как красиво он использует причастные обороты?
— Я действительно всегда подмечаю для себя героев, которые красиво и органично владеют устным и письменным языком, их ответы интересно читать даже до этапа редактуры. Более того, и в повседневной жизни я часто замечаю, как люди излагают свои мысли, используя при этом сложные речевые конструкции и обороты, как правило, получая удовольствие от общения с ними. Грамотная речь всегда приятна слуху. Никогда не задумывалась над тем, что это можно назвать профдеформацией, но, наверное, «ноги растут» именно оттуда.
— Почему именно журналистика, а не писательство или блог? Тебе важнее просто рассказывать истории или всё-таки быть в центре событий и докапываться до правды?
— Блог, безусловно, даёт свободу фантазии, но истории людей, реальность, которая нас окружает, оживают в журналистике. Именно это и привлекает меня в моей сфере деятельности – здесь действительно можно всегда быть в центре всех событий.
— Если представить твою журналистскую работу как литературный жанр, что это? Реалистический очерк, драма, или, может быть, сатира?
— Скорее реалистический очерк. В своей работе я действительно работаю с нашей повседневной реальностью, стараясь подсветить то, что для многих остаётся незамеченным – от интересных событий до историй людей, которые живут рядом с нами. Мне кажется, здесь нет места излишнему драматизму или сатирическому пафосу, моя задача заключается в том, чтобы показать читателям наш город, его жителей с новой, для кого-то незнакомой стороны.
— Бытует мнение, что региональная журналистика умирает, а вся «движуха» – в столицах. Ты работаешь «в поле» в Рязани. Как ты находишь здесь живые истории? Где у этого города пульс?
— Я не могу сказать, что региональная журналистика умирает. Наоборот, в регионах есть свои герои и истории, которые часто остаются «за кадром» всеобщего внимания. И в Рязани эти истории повсюду: в локальных событиях, инициативах, образовательных проектах. А тот самый «пульс» города чувствуется там, где люди собираются, обсуждают, развивают культуру региона и просто живут свою молодость. Для меня, как для журналиста, важно быть внимательной к этим мелочам и видеть, что для рязанцев важно прямо сейчас, и рассказывать об этом понятно и интересно.
— Газета называется «Молодёжная среда». А какая она – современная рязанская молодежь? О чем они хотят читать?
— Современная рязанская молодёжь разная, и этим она прекрасна, но всех молодых людей объединяет активность и интерес к тому, что происходит вокруг. Они хотят читать о своих ровесниках, о людях, которые создают что-то новое, развивают городскую среду, участвуют в проектах, решают реальные проблемы. Им интересно, как живёт их город, какие возможности здесь есть для самореализации, где можно интересно провести время, какие инициативы появляются, и это только небольшая часть из огромного круга их интересов.
— Текст, которым ты гордишься. Если бы нужно было показать всего одну твою статью человеку, чтобы он понял, кто ты такая, что бы ты ему дала почитать?
— Я бы выбрала материал о девиантном поведении среди молодёжи. Мы делали выпуск, в котором рассказывали, что такое профилактика, общались с экспертами и знакомили читателей с практико-ориентированными мероприятиями, направленными на предотвращение социально-негативных явлений. Я брала интервью у психологов по этой теме, и, хотя это совсем не та область, в которой я разбираюсь, мне было действительно интересно углубиться в вопрос – потому что он действительно важен и актуален.
— А вспомни свой самый сложный текст. Это было сложно эмоционально (из-за темы) или технически (из-за неразговорчивого героя)?
— Самым сложным для меня оказалось интервью, которое я брала у пары молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа оказалась интересна тем, что оба партнёра ведут активный образ жизни и имеют активную гражданскую позицию. И мне было важно деликатно подойти к самому процессу интервью и грамотно донести мысли героев и основной посыл статьи до читателя.
— Есть ли у тебя «кладбище» невышедших статей? Темы, которые ты очень хотела осветить, но редактор сказал «нет» или ты сама поняла, что пока не готова?
— При условии, что тематика определяется нами же, с проблемой невышедшего материала я не сталкивалась, да и газета у нас всё-таки молодёжная, поэтому я всегда пишу о том, что интересно мне самой уже сейчас, или о том, с чем хотелось бы познакомиться.
— Журналистика – это часто про умение разговорить любого. А тебе самой легко открываться людям? Или ты, как психолог, слушаешь других, но молчишь о себе?
— По-настоящему я делюсь собой только с теми, кому действительно доверяю. Не могу назвать это замкнутостью, просто я внимательна к тому, кому позволяю заглянуть в свой внутренний мир. Но в целом я стараюсь быть искренней со всеми и открыта в общении, даже если не раскрываю самые личные детали.
— Что для тебя страшнее: встать перед классом из 30 непослушных подростков или брать интервью у чиновника, который не хочет отвечать на вопросы?
— Я думаю, что оба этих сценарий требуют особого внимания и терпения, но так как во мне есть педагогическая жилка, предстать перед классом непослушных учеников, я думаю, мне было бы не так волнительно.
— О чем ты мечтаешь написать свой главный материал? Есть ли какая-то тема, ради которой ты готова перерыть всё вверх дном, но рассказать о ней миру?
— Мне ещё не довелось написать материал о людях искусства, которые меняют наш город своими руками – о тех, кто развивает культуру, запускает арт-проекты и открывает творческие пространства. Рязань в этом плане за последнее время сильно развилась, и мне интересно показать, как такие инициативы влияют на жизнь города и вдохновляют его жителей.
Беседовал Артём Лукьянов














Купить электронную копию газеты