№95 (6399) от 19 декабря 2025

Ветеран лыжного спорта Николай Кизилов отмечает 90-летие

Говорят, Бог даёт жизнь каждому, а долгую жизнь – избранным. Николай Кондратьевич Кизилов своё долголетие, скорее всего, выиграл в генетическую лотерею, в которой вытащил счастливый спортивный билет. Главным его увлечением стали лыжи. Он всегда любил этот вид спорта за скорость, за преодоление своих недостатков, за выдержку и за многое другое.

Молодой Кизилов, когда впервые встал на лыжи, просто наслаждался снегом, зимой, скоростью, возможностью дышать свежим воздухом. Бежать, преодолевая себя и непогоду. Это сегодня, пока взрослые строят «цифровое будущее», дети всё чаще проводят время за гаджетами. В этом видятся не просто индивидуальные риски, а системный фактор, подрывающий развитие, эмоциональную регуляцию, волевые и поведенческие механизмы. А в прошлом каждый подросток умел ходить на лыжах, чаще всего в валенках с простыми креплениями. Умели в нужное время смазывать их, чтобы лучше скользили, специальным составом, нагревая на газовой горелке, растирая шерстяной варежкой. А затем можно было весело скатиться с очень высокой горки и при этом не упасть.

Сколько же кадров жизненной кинохроники всплывает порой в год 90-летнего юбилея в памяти Николая Кондратьевича Кизилова! Это и годы счастливого босоногого детства, и юность, опаленная войной, и первые, неуверенные шаги дочки, и лица знакомых и коллег, и лепет внуков. И горе, и радость – всё смешалось в кадрах этой кинохроники длиною в 90 лет.

Много лет назад, когда Кизилову едва перевалило за сорок, он пополнил тренерский состав Рязани. Рядом с ним тогда работали известные мастера Анатолий Бирюков, Пётр Андриянов и другие. У кого-то в команде были только девушки, у кого-то подростки. Тогда база находилась в спортивном зале Рязанского радиозавода, а общество называлось «Зенит». Со временем коллеги перешли в другие места, нередко по разным причинам навсегда расставаясь со спортом, с тренерской работой. А Кизилов остался. Не потому, что некуда было идти, а потому, что очень любил дело, которому он посвящал всё свободное время. Спорт был и остается главной осью его жизни.

В новой команде тренера были мальчишки и девчонки из разных школ Рязани, разного возраста, интереса, возможностей. Многие из них жили в неполных семьях, и им не хватало заботы, родительского внимания. Среди них Иван Дудин, Константин Скворцов, Алексей и Андрей Севостьяновы, Вадим Овинников и многие другие. Чуть позже к ним присоединилась Елена Лазенина, которая успешно вписалась в ребячий коллектив и, несмотря на юный возраст, сумела достичь высоких результатов. Тогдашние школьники пришли, чтобы стать сильными, выносливыми, уверенными.

«Практически два месяца летних каникул мы проводили в спортивном лагере в Солотче, – вспоминает Алексей Севостьянов. – В период осенних и зимних каникул нас встречал пионерский лагерь «Тимуровец», что находился недалеко от поселка Мурмино. Всё это время мы были под надежным присмотром тренера. Он для нас был и папой, и мамой, и воспитателем».

Всякий раз, проезжая мимо бывшего лагеря, воспитанники Кизилова с удовольствием вспоминают время, проведенное в «Тимуровце». Сквозь время ощущается стук алюминиевых ложек, звук табуреток, умывальников, вспоминается крик птиц в ночном лесу и зубная паста для совершения традиционных ночных ритуалов. И, конечно, слова тренера; «Ну, что, ребята, ошибочка вышла». Это в том случае, когда что-то не получалось. Кажется, что лагерь до сих пор ждет своих повзрослевших детей, чтобы вернуться в юность, вспомнить былые времена.

Николай Кондратьевич учил уму-разуму своими методами. Требования его выполнялись беспрекословно. В любую погоду Кондрат (так ребята звали его меж собой) не позволял нежиться в постели. Рано утром выходил на поляну и без всяких микрофонов громко кричал «Подъём!» Заспанные, почти с закрытыми глазами ребята буквально выползали из своих палаток на зарядку. Тренер с секундомером бежал рядом, подбадривал, делал замечания.

«Его темно-зеленую машину с номером РЯУ 13-45 узнавали по звуку мотора, – вспоминает Елена Лазенина. – И расшифровывали по-своему «Ребята, Я Уехал». Номер 13-45 обозначал время приезда, которое никогда не совпадало. Из лагеря тренер уезжал редко, вместо себя всегда назначал старшего из ребят и потом принимал от него полный отчет».

Именно эта команда лыжников стала практически последней в его тренерской работе. Регулярные тренировки, сборы, соревнования, победы стали неотъемлемой частью жизни каждого из них. Многие под руководством Кизилова стали перворазрядниками, кандидатами в мастера спорта, победителями областных, межрегиональных соревнований. Единые требования к дисциплине и поведению помогли сформировать характер, создать понятную и безопасную среду. В такой системе, как считал Кизилов, ребята могли проще ориентироваться, мотивировать себя и добиваться результатов. Но главное, он помог своим подопечным выбрать правильный жизненный путь, сформировал прочный островок уверенности в будущем. Многие его повзрослевшие воспитанники, ставшие папами и мамами, сегодня приучают своих детей правильно распределять время, ценить упорство, честное соперничество, учат саморегуляции, дисциплине, работе в команде, не бояться трудностей – словом, тем навыкам, которые сами когда-то получили от любимого наставника. Но были и такие, кто не выдерживал нагрузок, требований мастера, условий тренировок. Они уходили. Но всегда добрым словом вспоминали своего тренера.

Говорят, что уважение очень трудно заслужить и очень легко потерять. Пронести его через всю жизнь удается не всем. Если же удается, то можно сказать, что жизнь проходит не зря. Николай Кондратьевич Кизилов был для своих подопечных и наставником, и другом, а кому-то заменил отца. По-разному сложилась судьба каждого из них. Одни выбрали профессию Родину защищать, другие стали успешными бизнесменами, кто-то посвятил себя воспитанию подрастающего поколения. Но никто из них не оступился на своем пути, не сделал плохих поступков. Может, поэтому, повзрослевшие мальчишки и девчонки все последующие годы время от времени встречаются с ним, вспоминают его наставления, поддерживают в трудную минуту, восхищаются его преданностью лыжному спорту и сами следуют его примеру.

Стены его городской квартиры увешаны бесчисленными дипломами, грамотами, медалями. Две из них Кизилов привез из Финляндии, с горнолыжного курорта Вуокатти. Там он стал обладателем двух серебряных медалей Кубка мира среди мастеров. Финишировал вторым на дистанциях пять и десять километров. В командном зачёте сборная России при участии рязанского спортсмена-ветерана стала победителем Кубка мира, опередив коллективы таких лыжных держав, как Норвегия, Германия, Финляндия. Позже Николай Кондратьевич признается, что вряд ли он отправится за границу на очередные международные соревнования. Мол, годы берут свое. В ту пору ему было далеко за семьдесят.

Несколько лет назад он действительно закончил свои выступления на чемпионатах мира среди ветеранов. Но и сейчас Кизилов не позволяет себе расслабиться, каждый день проходит по 15 километров. В свои 90 он, как и прежде, полон энергии, сохранил высокую работоспособность. Поддержка воспитанников придает ему уверенности.

90 лет по человеческим меркам – преклонный возраст. Для истории – мгновение. Николай Кондратьевич Кизилов считает, что жизнь прекрасна в любом возрасте. Его секрет долголетия – в сочетании силы и духа, в добрых делах его воспитанников.

Валентина Севостьянова
Фото Вячеслава Астафьева


Самое читаемое