Рязанский музыкальный колледж празднует столетие презентациями, концертами и работой с новыми талантами

2019 год – особый в календаре флагмана музыкального образования региона. Уже состоялись юбилейные отчетные концерты отделений и финальный весенний праздник в стенах учебного заведения. А в министерстве культуры и туризма, музыкальной школе имени Аглинцевой прошли презентации большого коллективного труда – книги, посвященной истории колледжа. Впереди яркий концерт в областной филармонии и другие встречи с музыкой, доступные всем желающим.

«Рязанские ведомости» пообщались с несколькими сотрудниками РМК, которые посвятили любимому делу всю жизнь или большую ее часть. Они рассказывают, чем учебное заведение живет сейчас, какие задачи решает и почему музыкальное образование необходимо каждому. Итак, что же, по их мнению, нужно колледжу для успешной работы?

Повышать престиж профессии музыканта

В этом твердо уверена преподаватель хоровых дисциплин и руководитель исполнительской практики, Заслуженный работник культуры РФ Надежда Сергунова. Она выпускница колледжа, трудится здесь с 1973 года, а с 1975 по 2005 годы была заместителем директора по учебной работе. «Сейчас больше половины коллектива – наши выпускники, в том числе мои ученики, – признается Надежда Леонидовна. – Я помню, какой в 70-е – 80-е гг. был расцвет музыкального образования. Требовались специалисты для работы в музыкальных школах, домах культуры, в самодеятельных коллективах на предприятиях…».
Моя собеседница успевает не только преподавать, но и собирать бесценные материалы по истории колледжа. Она автор трех книг: «Хором славим Отчизну» посвящена выпускникам РМК, «Волшебный взмах руки» – преподавателям хорового отделения, которые работали с момента основания колледжа, а «Сердце и талант отданы людям» – всем директорам. Надежда Леонидовна признается, что счастлива была успеть лично поработать и пообщаться с такими людьми.
Еще одна большая ответственность и большая радость педагога – организация исполнительской практики для студентов и учеников областной детской школы искусств при колледже. Сольно и группами начинающие артисты выступают в учебных заведениях и библиотеках, украшают классической музыкой городские праздники, радуют очень разных людей, в том числе с ограниченными возможностями и пожилых людей. «Это и культурно-просветительская работа, и радость для слушателей, и замечательная возможность нарабатывать навык для студентов, – говорит Надежда Леонидовна. – Артист должен чувствовать сцену!». А чтобы новых сильных исполнителей, преподавателей, концертмейстеров становилось больше, государство должно продвигать эти профессии и предлагать людям достойную зарплату, уверена она. Ведь если престиж занятия музыкой продолжит падать, выступать и учить детей станет просто некому…


Праздничная встреча разных поколений учеников и преподавателей Рязанского музыкального колледжа, а также поклонников классической музыки состоится в областной филармонии. 30 мая на отчетном концерте выступят молодые таланты и уже состоявшиеся артисты, известные в России и за рубежом. Начало в 15.00, вход свободный.


Помогать талантам с детства

Новые поколения музыкантов и педагогов растят в областной детской школе искусств при Рязанском музыкальном колледже. Ее руководитель Ирина Кондратьева – еще одна выпускница РМК и знаток работы с юными дарованиями – говорит, что учиться дети начинают с шести лет. Сейчас школе пять лет, уже есть первые выпускники и даже первые обладатели стипендий губернатора Рязанской области – например, пианист Александр Сычков и скрипач Иван Бастрыкин. Тем не менее учебному заведению нужно продолжать расти: музыкальное образование у детей длится восемь лет.
Ирина Наумовна признает, что ребята и их родители чаще выбирают фортепиано, струнные и духовые инструменты, а народные инструменты все менее популярны – и так происходит повсюду. Но в школе рады всем ученикам и помогают не только изучить основы, но и продолжить профессиональное образование в колледже. «Учеников из районов у нас пока нет – мы, к сожалению, не можем предоставить общежитие, – говорит Ирина Кондратьева. – А городских ребят все больше: нередко к нам переводятся из других школ искусств, чтобы получать лучшее образование».


В апреле этого года пианист, доцент Московской консерватории Михаил Лидский призвал помочь музыкальному образованию на «круглом столе» в Комитете по культуре Государственной Думы РФ. Он поддержал предложение коллеги, пианистки Екатерины Мечетиной, признать систему музыкального образования России национальным достоянием.


Сотворить свое Лукоморье

Одно из самых старых отделений Рязанского музыкального колледжа, которое существует с момента основания, – фортепианное. Его руководитель Виктор Платонов не только педагог и музыкант, но и член Союза композиторов России. «Фортепианное отделение выпускает штучных специалистов, и некоторые из них сочиняют собственную музыку», – объясняет Виктор Алексеевич. Мой собеседник с удовольствием вспоминает, как в 1999 году в колледже была поставлена его детская опера «Лукоморье» к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Для истории это произведение интересно еще и тем, что либретто к нему написал… Виталий Попов, который в те годы был заместителем директора по воспитательной работе, а сегодня возглавляет министерство культуры и туризма области.
Выпускники отделения становятся преподавателями, концертмейстерами и, конечно, сольными исполнителями. Виктор Платонов рассказывает о лауреатах международных конкурсов Юлии Шевченко и Яне Савиной, об Александре Абрамове, который завершает обучение и имеет, помимо прочего, композиторский опыт. Студенты отделения получали призы конкурсов в Великобритании, Голландии, Испании и других странах. Одного из таких артистов, Евгения Сафрошкина, можно будет увидеть на концерте к столетию колледжа: он уже окончил Московскую консерваторию и сыграет от имени выпускников.
Важная часть работы отделения, которая не прекратится даже летом, – подготовка к Первому международному фортепианному конкурсу русской музыки. «Программа очень сложная, в старшей группе будут выступать исполнители с мировым именем, – делится Виктор Алексеевич. – Это будет полезно для всех. Первый и второй туры пройдут в большом зале колледжа, и помещение получит дополнительное оснащение, что очень пригодится нам в дальнейшем. А участникам важно обмениваться опытом с зарубежными музыкантами».
Виктор Платонов признается: не все студенты планируют работать педагогами или концертмейстерами из-за невысокой оплаты труда. Тем не менее двух выпускниц этого года уже ждут в музыкальных школах Рязани. А другие молодые люди продолжают обучение и прославляют свой край. «Наши выпускники работают даже в Европе и США, – подытоживает Виктор Алексеевич. – Например, прошлым летом я ездил в Берлин к своему ученику Сергею Кузнецову. Он окончил местный университет искусств, выступает и даже принимал участие в подготовке оперы. Так что рязанским талантам открыт весь мир!».

Татьяна Клемешева
Фото из архива Рязанского музыкального колледжа

110 (фото)
108 (текст)
108 (видео)

Самое читаемое