По утрам, когда делаешь первый вдох полной грудью, – чувствуешь запах сорванного с огорода пупырчатого огурца. В обед он пахнет теплой, прогретой солнцем травой. К вечеру насыщен ароматами цветов так, что хоть пластами режь да вместо масла к столу подавай. Воздух Плеса поражает своей первозданностью.

ПЛЕС БЫЛИННЫЙ

Древний город Чувиль… Он стоит, как сказочное видение, на горном берегу Волги. Окрестные леса, поля и равнины переливаются многоголосием бесчисленного множества птиц-чувилек. Мужчины ловят рыбу в чистой, широкой да глубокой реке-кормилице, строят дома для самых прекрасных и трудолюбивых женщин на свете, растящих и крепких детей, и богатый урожай. На когда-то обжитом и заселенном, а затем разграбленном и сож-
женном полчищами Батыя месте, где много столетий жили древнеугорские и славянские племена – меря и кривичи, в 1410 году было построено военное укрепление. Охраняя подступы к Москве и приволжским городам, оно должно было положить конец вновь начавшимся после разгрома на Куликовом поле набегам монголо-татар. Удачно выбранное для постройки крепости место – Волга здесь не имеет резких извилин, поэтому можно на большом расстоянии наблюдать за движением вражеских лодок – скорее всего, и стало поводом дать такое название городу («плес» – участок реки от поворота до поворота). История этого военного укрепления не раз переплетается с историей великой России. В начале XVII века, когда в пределы Руси вторглись польские завоеватели, жители Плеса сделали все возможное, чтобы помочь ополчению Минина и Пожарского переправиться на другой берег реки для борьбы с интервентами. В 1812 году в Плесе формировались отряды Костромского народного ополчения. А в 1941-м отсюда уходили на фронт добровольцы. Как и многие другие древние города и поселения, Плес пережил пожары и разорения, набеги, междоусобицы князей, эпидемии, войны. Но каждый раз, как в сказке, находил в себе силы и вновь оживал.

ПЛЕС ПРИХОДСКОЙ

Ядреное январское утро. По широкой каменной набережной вальяжно шествует Семен Климентич. Он мерно кивает прохожим, склоняющимся перед батюшкой-мануфактурщиком до самой земли. «Кто бы мог подумать, – с ухмылкой размышляет купец, – что мне, правнуку простого рыбака, посадские в рот заглядывать будут. А теперь вот и эта приходская церковь не без моего вклада выросла». Став к XVIII веку основным портом на Волге для всего иваново-шуйского текстильного края, Плес преобразился. Полотняные фабрики, солодовенные заводы, пивоварни, кузницы, торговые лавки. Плесовцы поставляли к царскому двору рыбу, торговали шелковыми, полотняными, шерстяными товарами. Плес становится центром обширного церковного округа – Плесской десятины, в которую входит 170 церквей Костромского, Галичского и Кинешемского уезда. К концу XVII столетия Плес уже довольно большой по тем временам город. О его величине можно судить хотя бы по тому, что в одном только приходе Троицкой церкви в 1694 году числилось 118 дворов. Сегодня в нем действуют 8 церквей и собор, сделав этот сказочный уголок изюминкой Золотого кольца.

ПЛЕС ЛЕВИТАНОВСКИЙ

Долгая дорога по Волге уже не кажется интересной. Но вот слева по борту на высоком зеленом берегу показывается маленький провинциальный городок с белыми кукольными домиками и сверкающими на солнце маковками многочисленных церквей.
– Смотрите! – кричит Левитан, а его глаза искрятся восторгом.
Развитие судоходства привлекает сюда немало туристов из буржуазных кругов Москвы. Сюда на этюды приезжали многие известные художники, в том числе Репин и Верещагин. И все же, в первую очередь, Плес связывают с именем Исаака Ильича Левитана. Всего за три летних приезда в Плес – в 1888-1890 годы – он создает здесь двести картин и этюдов, которые украшают собрания Третьяковской галереи, Русского музея и многих других музеев страны: «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой Плес», «Осень. Мельница. Плес»… Когда Левитан впервые попадает сюда, ему 27 лет, и его все еще мучают сомнения и неуверенность в своем таланте. До поездки в Плес художник не пользовался широкой известностью. Но все изменил этот тихий, приветливый и гостеприимный российский уголок. «Плес прославил Левитана. Левитан прославил Плес», – именно так сегодня говорят про город и его самого известного туриста.

ПЛЕС ТУРИСТИЧЕСКИЙ

– Можно вас сфотографировать? – спрашиваю я у старичка, который беседует с двумя своими козами.
– А ты кто? Туристка? – отвечает он мне вопросом на вопрос и пренебрежительно отворачивается.
– Да, а что тут плохого?
– Плохо! – отрезает дед. – Моя дочь дом на берегу втридорога таким, как ты, с фотоаппаратом, продала и в Иваново жить уехала. Плес-то без нее обойдется, а вот она как без Плеса…
Красивые высокие берега Волги, обилие свежего воздуха и сказочный вид городка сделали его любимым местом многих людей, особенно москвичей и петербужцев. Поэтому сегодня Плес еще поражает и новомодными коттеджами. Когда впервые попадаешь сюда, кажется, что ты затерялся в XVIII – XIX веках. Эту «старину» подчеркивают и сами власти, и бизнесмены, строящие свой бизнес на туризме. Здесь можно погулять по каменной мостовой и послушать шум волн, насладиться из окна «Кофейни госпожи Кувшинниковой» заходом весеннего солнца или в еще иногда зябкий майский вечер согреться в «Чайной Плесского Общества Трезвости» русско-турецким чаем по рецепту 1878 года с домашним сливочным сахаром. Можно отведать копченой щуки в «Даче» – том самом ресторане, который прославился посещением Дмитрия Медведева. Да и «номера» здесь на любой вкус. Есть частные гостиницы с богатыми «боярскими» комнатами за 12,5 тысячи рублей в сутки, а есть и простые стандартные номера с душем за тысячу в местном пансионате.

ПЛЕС МЕЧТАЮЩИЙ

Старый, почерневший на всех ветрах дом. В его стенах было воспитано не одно поколение плесовцев, он видел много человеческого счастья и горя, пережил не одно лихолетье, потемнев и одряхлев. Была у него и пора великой радости – его строительство, его становление. Сегодня он смотрит на свой родной, узнаваемо- неузнаваемый Плес, соединивший в себе тихую провинциальность и современность, покосившими от времени глазами-окнами… И о чем-то мечтает…

Екатерина Детушева

Екатерина Детушева (фото)

Самое читаемое