№78 (6382) от 17 октября 2025

Где можно получить психологическую помощь

Спрос на помощь психологов в последние годы вырос в разы. Однако в коммерческих организациях эта услуга стоит недёшево, и позволить себе её может не каждый. Льготным категориям граждан её оказывает государство, а возможно ли бесплатно получить первую психологическую помощь остальным? С таким вопросом к нам в редакцию не раз обращались читатели. Отвечаем: такой сервис существует.

Бесплатно и анонимно всем гражданам без исключения первую психологическую помощь оказывает благотворительная организация Российский Красный Крест. Получить её можно как лично, так и дистанционно.

С начала 2025 года помощь специалистов службы психосоциальной поддержки Российского Красного Креста получили более 110 тысяч человек. Она оказывалась как на очных сессиях с психологами в региональных отделениях, так и через дистанционные сервисы Российского Красного Креста – горячую линию первой психологической помощи и чат-бот, работающий на платформе Telegram. Эти сервисы стали важным инструментом поддержки для людей, оказавшихся в состоянии тревоги, стресса, утраты или межличностных трудностей, помогая им справляться с эмоциональными последствиями кризисных ситуаций и находить внутренние ресурсы для восстановления.

На линию звонят в моменты тяжёлых личных кризисов

Возможность самому выбрать удобный и безопасный для себя способ общения делает психологическую помощь Российского Красного Креста доступной и инклюзивной для всех, кому она требуется.

Горячая линия первой психологической помощи с начала года приняла более 24 тысяч звонков. 82% обратившихся составили женщины, 18% – мужчины. Подавляющее большинство обратившихся – взрослые, но помощь также была оказана 482 детям и подросткам. Анализ обращений показывает, что на телефонную линию чаще всего звонят в моменты тяжёлых личных кризисов: после потери близкого человека, развода, буллинга или потери работы. Вторым по распространённости остаётся запрос, связанный с поиском без вести пропавших в зоне боевых действий. В таких случаях психологи оказывают первую психосоциальную помощь и перенаправляют обращающихся в Службу восстановления семейных связей Российского Красного Креста.

Каждый второй пользователь чат-бота – ребёнок или подросток

Традиционный телефонный разговор подходит не всем. Более половины обращений поступило в чат-бот психосоциальной поддержки. Для многих, особенно мужчин и подростков, чат-бот становится безопасным пространством, где можно изложить свои переживания в письменной форме. Всего с начала 2025 года специалисты РКК обработали более 25 тысяч запросов через чат-бот, чаще всего люди писали о стрессе и трудностях адаптации, проблемах в отношениях, конфликтах между родителями и детьми, депрессивных и тревожных состояниях, переживании утрат, страхах и буллинге. 59% пользователей – женщины. Почти каждый второй пользователь чат-бота – ребёнок или подросток: 44% всех обращений поступило от несовершеннолетних. Для многих из них формат чата становится привычным способом открыто рассказать о своих переживаниях.

– Всё больше людей начинают воспринимать заботу о своём психологическом состоянии как естественную часть жизни. Мы видим, как цифровые решения снижают психологический барьер для обращения за помощью, расширяя пространство доверия и делая психологическую поддержку по-настоящему доступной для всех. Развитие таких сервисов помогает формировать культуру доверия, где помощь доступна каждому, кто готов сделать шаг навстречу себе. Для нас принципиально важно, чтобы каждый человек, независимо от возраста, пола или жизненной ситуации, имел возможность получить профессиональную психологическую помощь анонимно, без страха осуждения, в удобном для себя формате, – подчеркивает исполнительный директор Российского Красного Креста Мария Мухина.

Очные сессии с психологами

Помимо дистанционных форматов, получить психологическую помощь можно и в региональных отделениях Российского Красного Креста. Здесь проходят очные сессии с психологами, где каждый человек может обсудить личные переживания, получить поддержку и помощь в поиске решений сложных жизненных ситуаций. Такие встречи проводятся в безопасной и доверительной атмосфере, что особенно важно для тех, кто предпочитает личное общение и живой контакт со специалистом. С начала 2025 года очную психологическую помощь в региональных отделениях получили более 60 тысяч человек.

Развитие психосоциальной поддержки населения остаётся одним из ключевых направлений работы Российского Красного Креста. Сегодня Служба ПСП действует в 72 региональных отделениях, где трудятся более 1 700 волонтеров, включая 955 специалистов психосоциальной поддержки, 600 волонтеров-психологов. Для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и оказания комплексной помощи пострадавшим на базе Российского Красного Креста действует команда психологов быстрого реагирования, включающая 35 подготовленных волонтёров-психологов из 21 региона России.

Обратиться за поддержкой можно ежедневно: чат-бот Российского Красного Креста работает с 9.00 до 00.00 по московскому времени (https://t.me/psy_rrc_bot), а горячая линия принимает звонки с 7.00 до 22.00 по номеру 8-800-250-18-59. Помощь оказывается бесплатно и анонимно.

Для справки:

Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест» является старейшей и самой крупной гуманитарной и благотворительной организацией России, отметившей в 2025 году 158-летие со дня своего основания. Миссия РКК – предотвращать и облегчать страдания людей. Организация является национальным обществом и входит в состав Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. В России осуществляет свою деятельность по всей стране. На базе организации действуют Центр розыска и информации РКК, Академия Красного Креста и госпиталь РКК в Эфиопии.

Яна Арапова (текст)

Самое читаемое