№39 (6343) от 30 мая 2025
На днях наш земляк, известный писатель и общественный деятель Захар Прилепин посетовал: у нас в стране недостаточно издается патриотических книг для детей и подростков. Не хватает не только таких книг, считает он, но и фильмов, в том числе и мультипликационных, спектаклей на эту тему. Вопрос, конечно же, не в том, что надо ставить заслон другой тематике – важно поддержать тех, для кого тема патриотизма близка и небезразлична, считает он.
Безусловно, запретив одно, интерес к другому не повысишь – истина известная. В этом писатель прав. Но можно ли рассчитывать, что обращение общества и государства к представителям творческих профессий, даже подкреплённое грантами и премиями, обязательно даст нужный результат?
В недавнем прошлом не одно поколение мальчишек и девчонок росло на книгах Аркадия Гайдара, Владислава Крапивина, Бориса Полевого, Валентина Катаева, Николая Островского, впитывая детским сознанием настоящий, не показной, не празднично- парадный патриотизм, настоящие, без глянца жизненные ценности. Сегодня тем для осмысления, для разговора с подрастающим поколением, тем, которые для этого поколения близки и понятны, не стало меньше. Но часто ли к ним обращаются писатели, сценаристы, режиссеры, расставляя важные для молодёжи акценты?
Мне довелось знакомиться с книгами, адресованными детско-юношеской аудитории, которые приходят на авторитетный межрегиональный книжный конкурс. Книг в этой номинации обычно немного. Как правило, они яркие, красочные – для детей же, издательства стараются. Но содержание порой, честно говоря, удивляло, а где-то и удручало.
Скажете: другие времена, другие темы, другие дети? Или всё же нашествие чужих символов, насаждение иных, не наших ценностей, чему мы не очень-то и сопротивляемся, а где-то и способствуем?
Недавно в Общественной палате РФ Альянс руководителей региональных СМИ (АРС-ПРЕСС) проводил круглый стол. Тема, предложенная для обсуждения, – «Роль СМИ в патриотическом воспитании детей и молодёжи». Разговор получился содержательный и многовекторный. Выступавшие говорили и об ответственности журналистов, и об особенностях текущего момента, и о новых технологических возможностях. Но главный вывод, пожалуй, заключался в том, что в воспитании настоящих патриотов нет места фальши, показухе. Уж кто- кто, а дети, особенно подростки, разговор «для галочки» всегда вычислят, фальшивую ноту уловят. То же самое можно отнести не только к прессе.