Без преград и стеснения


100

Зачем врачам и пациентам дружить

Врачи дают возможность пациентам почувствовать, что они не одни и всегда могут обратиться за советом и помощью к своему доктору или таким же, как они, людям со сложным диагнозом.


Почему подавляющее большинство людей неохотно идут к врачам? Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, очевиден – обращение к доктору всегда связано со страхом и является для многих из нас стрессом. У некоторых людей при одном виде белого халата подскакивает артериальное давление, учащается сердцебиение, начинается настоящая паника. А еще мы стесняемся и комплексуем. Все это только увеличивает дистанцию между врачом и пациентом. Но бывает так, что у доктора элементарно не хватает времени для спокойного общения с больным. Исправить это решили в областной клинической больнице, где недавно стартовал проект «Мы вместе». О том, для чего врачи снимают белые халаты и пьют чай со своими пациентами, – в очередном выпуске «На здоровье».


Ни больничной суеты, ни белых халатов… Вместо всего этого – неспешная душевная беседа в приятной обстановке за столом с чаем и сладостями. Такие неформальные встречи врачей с пациентами теперь практикуют в ревматологическом отделении областной клинической больницы (ОКБ). И несмотря на то что речь идет о болезнях, это общение больше похоже на встречу друзей, чем на разговор медицинских работников и пациентов, среди которых и те, кому диагноз только поставлен, и те, кто уже научились с ним жить. Здесь стоит сказать, что ревматологический диагноз – это серьезное хроническое заболевание, которое, как правило, ограничивает человека в движении. Столкнувшемуся с такой проблемой пациенту важно понять, как жить дальше со своим недугом.
Во время первой такой встречи в рамках проекта «Мы вместе» врачи рассказали о существующих методах оценки активности своего заболевания, физических упражнениях, с помощью которых можно поддерживать себя в хорошей форме. Пациенты, в свою очередь, поделились опытом преодоления сложностей, рассказали, как придерживаются здорового образа жизни.
В целом, получилась интересная, живая и позитивная встреча, во время которой между врачами и пациентам не было никаких психологических барьеров. Пока это был первый опыт, однако участники договорились встречаться регулярно. А чтобы не терять связи и получать постоянную поддержку, решили общаться онлайн.

Елена Долженкова, заведующая ревматологическим отделением областной клинической больницы

– В стационаре врач, как правило, постоянно занят – остается не так много времени для общения с пациентами. А в таком формате у них есть возможность задать, может быть, и какие-то неожиданные, частные вопросы. Я считаю, что такая работа очень важна, потому что растет доверие пациента к лечащему доктору, они видят нас обычными, доступными в общении людьми, а не только людьми в белых халатах. При этом, когда становишься на сторону пациента, сразу получаешь ответы на многие вопросы.

По словам заведующей ревматологическим отделением, проект «Мы вместе» полезен еще и тем, что он помогает выявить неравнодушных, активных пациентов, которые впоследствии влились бы в ряды волонтеров. Отлично зная особенности и симптомы своего заболевания, они могли бы распространять медицинские знания в своем ближайшем окружении, указывать другим людям на необходимость обращаться к врачам в тех или иных случаях.
– Мы ни в коем случае не просим пациентов лечить вместо нас. Мы просим их бережно относиться к своему здоровью и показывать пример другим, – поясняет Елена Долженкова.