№70 (6174) от 15 сентября 2023

Рязанские студенты начали учёбу в системе «Профессионалитет»

Новый проект обучения в средне-специальном звене внёс системные изменения в образование и предполагает создание атмосферы рабочей среды уже в процессе учёбы, чтобы студенты могли сразу понять, какой будет их дальнейшая профессиональная деятельность за стенами колледжа, и получили соответствующую мотивацию. Понятно, что работа эта ведётся в тесном взаимодействии с предприятиями-партнёрами. По окончании обучения выпускникам гарантируется трудоустройство на ведущих предприятиях региона. Все это связано и с корпоративной культурой работодателей – с этим немаловажным в современных реалиях фактором студенты также будут знакомиться с самого первого дня своей учёбы.

Проект «Профессионалитет» вносит системные изменения в процесс профессиональной подготовки, объединяет усилия федеральных экспертов, органов власти в регионах, образовательных организаций и самих работодателей, заставляя последних встраиваться в систему и создавать условия для обучения своих будущих работников на своей территории и с привлечением опытных профессионалов в качестве наставников.
– У нас в колледже есть программа «Профессионалитета», которая затрагивает поварское и кондитерское дело, налажено сотрудничество с отраслевыми предприятиями по моделированию и конструированию одежды, это предполагает работу с крупными ателье. Направление подготовки «Индустрия моды» предусматривает изучение не только парикхмахерского искусства, но и маникюра, визажа. В кластер включено направление подготовки логистов, которое появится у нас со следующего года. Это связано с тем, что в Дягилеве планируется создание самого крупного в России логистического центра. Сейчас у нас уже 11 предприятий, которые выступают заказчиками кадров. Они содействуют учебному процессу по новой схеме, – рассказал директор Рязанского технологического колледжа Николай Баранов. – Важно, что в кластер входят пять учебных заведений в муниципалитетах региона: Касимове, Новомичуринске, Сараях, Спасске и Ряжске. И надо сделать так, чтобы ребята, которые проживают там и хотят учиться, поступали в свои средне-специальные учебные заведения, а у нас будут проходить демонстрационные экзамены, подготовка к ним, стажировка и обучение преподавателей. Мы предоставим возможность участия в конференциях и научно-практических акциях, создадим единую дистанционную площадку обучения.
В образовательных организациях, которые вошли в программу и кластеры системы «Профессионалитет», проходит капитальный ремонт, закупается современное оборудование, в том числе и с учётом специфики местных предприятий. Это нужно для того, чтобы вчерашние студенты, приходя на первое в своей жизни рабочее место, сразу же имели дело со знакомыми техническими системами и изученной заранее производственной логистикой. Новые образовательные программы позволяют добиться максимальной практикоориентированности учебного процесса. И немаловажным фактором является перенос микроклимата предприятия-работодателя в учебные аудитории.
– Наша ассоциация вошла в проект «Профессионалитет» от лица работодателей. Надеемся на плотное и продуктивное сотрудничество. Профессия повара становится всё более престижной. Все работодатели, которые входят в нашу ассоциацию, заинтересованы в хороших кадрах и нацелены работать со студентами. Мы будем совместно писать профессиональную программу, принимать участие в разработке производственных практик, курировать студентов, отслеживать качество наставничества, а заодно давать оценку самому предприятию, достойно ли оно рассчитывать на те кадры, которые будут готовиться в колледже, – говорит президент Ассоциации кулинаров рязанского края Ирина Данилова.
Еще одной интересной особенностью проекта является возможность без ущерба для качества подготовки будущих профессионалов значительно уменьшить время обучения. Теоретическая часть оптимизируется под современные реалии, которые предполагают постоянное появление новых технологий и необходимость изучать именно их, что делается преимущественно на производстве. Учебные лаборатории в колледжах по своему оснащению максимально приближаются к точным прототипам будущих рабочих мест. Студенты по окончании обучения получают не только диплом о среднем профессиональном образовании, но и дополнительные свидетельства о владении профессиями.
По проекту «Профессионалитет» открылся и новый учебный комплекс в Рязанском колледже электроники. В нем можно выполнять работы временного характера обучающимся и выпускникам, а также производить товары, комплектующие, оказывать услуги заказчикам с использованием материально-технической базы. В торжественной церемонии открытия комплекса приняла участие заместитель председателя правительства Рязанской области Юлия Швакова.
– Наша главная задача сегодня – обеспечение растущего промышленного комплекса высококвалифицированными кадрами. Созданный в прошлом году кластер «Машиностроение» позволяет обучать более 260 студентов самым востребованным специальностям и направлениям, – сказала она.
На мощностях учебно-производственного комплекса уже действует производство, в том числе продукции для отправки в зону специальной военной операции – дизельных печей и сапёрных крюков.

Михаил Скрипников
Фото Михаила Скрипникова