№93 (6397) от 12 декабря 2025

В Рязанском госуниверситете появилась долгосрочная Стратегия развития

День Университета, который РГУ имени С.А. Есенина отметит 17 декабря, ознаменован важным событием. Министерство образования РФ утвердило Стратегию развития вуза до 2035 года. Рязанский государственный университет сохранит статус классического, увеличит количество обучающихся по педагогическим и непедагогическим специальностям, станет ресурсной базой для подготовки кадров, укрепляющих технологический суверенитет страны. Будет повышен научный потенциал, а в практическую подготовку специалистов внедрят сквозные цифровые технологии, включая искусственный интеллект. Наш собеседник – ректор РГУ Дмитрий Боков.

– Дмитрий Александрович, как обстоят дела с кадровым обеспечением учреждений образования области?

– Проблема нехватки учителей сохраняется. Речь не только о количестве, но и о качестве кадров, их современных компетенциях. Нам необходимо повышать долю молодых педагогов, поскольку старение кадров – это тоже вызов. Если говорить о цифрах, дефицит только по Рязанской области составляет около пятисот ставок. Ситуация осложняется тем, что многие учителя вынуждены работать на полторы-две ставки, а в малых школах один педагог часто ведёт несколько предметов. Так что вакансий на самом деле больше. Особенно остра нехватка преподавателей математики, физики, иностранных языков. Поэтому все наши выпускники педагогических направлений сегодня крайне востребованы.

– Непростая демографическая ситуация побуждает вузы искать новые подходы в конкуренции за лучших абитуриентов. Наверняка Стратегия развития вуза учитывает эти требования?

– Безусловно. Нужно понимать, что Минобрнауки теперь регулирует не только бюджетный, но и платный приём. Вузам необходимо под это гибко подстраиваться. Конкуренция за абитуриентов будет обостряться, ведь после 2030 года количество выпускников школ ощутимо сократится. Наша задача – убедительно показать будущим студентам, почему та или иная специальность востребована и почему именно в РГУ они могут получить качественное образование для успешной карьеры. Для нас важно, что по педагогическим специальностям ограничений на платный приём нет, и мы можем набирать столько студентов, сколько считаем нужным, исходя из высокой потребности в учителях.

Университет должен чутко реагировать на запросы экономики и общества, открывать новые направления. Мы постоянно анализируем ситуацию совместно с директорами институтов РГУ и деканами. Например, получив запрос от регионального министерства спорта о нехватке тренеров, мы уже начали работу по аккредитации соответствующих программ. Это позволяет удерживать талантливых ребят в регионе.

Наша стратегическая цель – чтобы выпускники трудоустраивались именно по специальности. Для этого мы работаем над имиджем вуза, качеством образования, привлекаем сильных преподавателей, проходим профессиональную общественную аккредитацию, пересматриваем программы. Да, с учётом демографии и новых ограничений на платный приём по ряду направлений будет непросто сохранять число студентов. Но мы ведём диалог и с правительством региона, и с федеральным министерством. Во всех вузах количество бюджетных мест сегодня зависит от показателей их эффективности, включая трудоустройство выпускников. Поэтому нам предстоит большая системная работа, результаты которой будут видны не сразу.

– Хорошо, когда выпускник школы мотивирован на получение знаний. Что можно сказать о перспективах целевого набора?

– В этом году количество целевиков у нас увеличилось более чем в два раза. Я считаю это эффективным механизмом. Он позволяет ребятам целенаправленно готовиться к поступлению и чётко представлять своё будущее место работы. Всю практическую подготовку они могут проходить непосредственно в той организации, где будут трудоустроены.

– Будущий педагог должен идти в ногу со временем. Вызовов хватает – внедрение ИИ, цифровизация, новые профессии, да те же случаи буллинга в ученической среде – с ними тоже нужно уметь справляться наставникам. Как будут модернизироваться учебные программы?

– Мы должны выстроить систему так, чтобы в ней хотели оставаться и работать. Современный абитуриент прекрасно осведомлён о новых трендах. Поэтому для нас очень важна обратная связь от студентов. Образовательные программы – это динамичный механизм, который должен постоянно меняться. В прошлом году мы совместно с работодателями, в том числе через Торгово-промышленную палату, провели профессиональную общественную аккредитацию шестнадцати программ. Это позволило выявить и устранить недостатки, а полученный опыт транслируем на все направления.

Эту работу дополняют научные и просветительские мероприятия: конференции с учителями-предметниками, олимпиады. Они обогащают учебные планы. Мы наладили регулярные встречи студентов с успешными выпускниками – это отличная проф-ориентация и мотивация. Всё это работает на ключевую для нас задачу – повышение доли выпускников, которые трудоустраиваются по специальности.

– Исходя из своего опыта, могу сказать, что воспоминания о вузе часто связаны с впечатлениями от общежития. Какие условия проживания ждут студентов?

– Благодаря поддержке федерального министерства, капитальный ремонт уже проведён в двух из трёх наших общежитий. Для третьего в этом году будет подготовлена проектно-сметная документация. Надо сказать, что оно уже ремонтировалось в 2008 году, поэтому условия там приемлемые. Я сам жил в общежитии семь лет и понимаю, насколько это важно. После недавнего ремонта мы видим рост заявок на заселение – студенты видят комфортные условия и решают сэкономить на съеме жилья. Мы готовы увеличивать число учащихся и размещать их с комфортом.

– Особая тема – поддержка научного потенциала университета и создание условий для аспирантов, будущих кандидатов и докторов наук.

– В Стратегии вуза мы прописали соответствующие показатели: количество защит, работа диссертационных советов, активизация научных школ и т.д. Наша задача – вдохнуть в них новую жизнь. В этом году благодаря гранту правительства региона мы создали шесть новых лабораторий с современным оборудованием вместо запланированных четырёх. В частности, при поддержке компании «Квантрон Групп» в следующем году откроем лабораторию искусственного интеллекта. Это будет универсальная площадка для учёных и студентов всех направлений.

Мы укрепляем материально-техническую базу, в том числе в Институте естественных наук и Институте физико-математических и компьютерных наук. Важная задача – омоложение научных кадров и взращивание своих специалистов. У нас вновь заработал диссертационный совет по педагогике, что упрощает процедуру защиты для наших сотрудников. Будем надеяться, что они останутся у нас и начнут двигать вперед нашу науку.

Мы прорабатываем с регионом механизм финансирования отдельных бюджетных мест под конкретные кадровые потребности области. Это позволит предоставлять возможности для бесплатного обучения, в том числе ветеранам СВО и их семьям, по тем специальностям, где федеральный бюджет мест не выделяет. Это наша социальная миссия.

– Дмитрий Александрович, каким вам видится образ родного университета (ведь вы тоже его выпускник) через пять-семь лет?

– Стратегия определяет наш путь до 2035 года. Если университет будет работать как единый слаженный механизм, а прошедший, довольно успешный для нас год задаст темп, то всё получится. Мы ставим смелые, но достижимые цели: рост среднего балла ЕГЭ, увеличение общего числа студентов до девяти тысяч, укрепление материальной базы.

К 2035 году РГУ должен быть современным университетом, активно внедряющим цифровые технологии, вносящим вклад в технологический суверенитет страны через подготовку высококлассных учителей и специалистов. Он должен быть эффективным ресурсом для развития Рязанской области и России. И, что крайне важно, родители и абитуриенты должны быть уверены: здесь дают не только качественное образование, но и воспитывают человека с правильными ценностями. Образование – это обучение и воспитание. Если мы выполним заложенные в Стратегии показатели, эту цель мы достигнем.

– Хорошо бы еще научиться замерять любовь к детям у абитуриентов, чтобы в эту профессию шли люди, которые могут и хотят заниматься с детьми. Будем надеяться, что к этому наше педагогическое образование тоже когда-нибудь придет. Спасибо вам за беседу. И ждем Дня университета 17 декабря!

Беседовал Димитрий Соколов
Фото автора


Самое читаемое