Борец Роман Гавриков

№96 (5900) от 11 декабря 2020

Алексей Шамандрин старается передать красоту спортивных мгновений

На 29-й отчетной фотовыставке областной организации Союза фотохудожников России экспозиционный ряд открывают работы Алексея Шамандрина. Он один из самых молодых членов Союза и, наверное, самый крепкий, самый быстрый, как и подобает настоящему спортсмену-самбисту. Алексей и в фотографию пришел через спорт, увлекшись съемками борцовских поединков. Эти фотографии и представлены на коллективной выставке.

Долго Алексей пытался войти в профессиональную фотографическую среду – это ему было необходимо и для опыта, и для самоутверждения. Учиться съемкам, по его мнению, легче, когда мастера смотрят на тебя как на равного. Появляется необходимый задор, элемент соревновательности. С членом СФХР Алексеем Казеевым Шамандрина познакомил телеоператор Валерий Борисов, а тот привел его в Союз. Наставник сразу же отмел всякие сомнения ученика и дал напутствие: «Ты снимай побольше. Если это твое, то сноровка придет». И еще посоветовал не распыляться на мелочи, не гнаться за деньгами, иначе в решающее время твоих внутренних запасов может и не хватить.
Как часто Алексей вспоминал потом слова Казеева! Но чтобы уяснить их правоту, потребовалось пару лет поработать фотографом в развлекательно-культурном центре. Серийная съемка гламура чуть было не замылила внутреннюю оптику фотографа. «Для меня важно, чтобы человек работал в первую очередь для души», – говорит Шамандрин.
Эта душа увела его на городские улицы со двора автопредприятия, где он работал охранником. Хороший фотоаппарат сотруднику был куплен для того, чтобы фиксировать различные производственные нарушения. В руках, наконец-то, появилась качественная техника, которую можно было использовать для съемок сюжетов в городе. Так от производственной рутины Алексей перешел к… искусству.
То, что спортивная съемка – это именно искусство, Алексей никогда не сомневался. Ведь каждый поединок строится по законам произведения – вступление, завязка, кульминация и завершение сюжета. Личный спортивный опыт (Алексей – КМС по самбо, призер всероссийских соревнований) помогает предугадывать самые интересные моменты состязаний.
Быстроте реакции на съемках сопутствует знание человеческих типажей. «Когда знаешь, как тот или иной типаж себя поведет, легче взаимодействовать с натурой».
Книгой характеров для Шамандрина стала служба в армии: «Я до сих пор уверен в том, что нет для мужчин более подходящей среды для закалки собственных принципов, чем армейская служба.
Какие еще обстоятельства предоставят такую возможность – в сугубо мужском коллективе учиться выстраивать отношения? Ты начинаешь различать людей, чувствовать их мотивации, предугадывать поступки… Для фотографа – бесценный опыт».
Одно из практических воплощений своеобразных творческих методов Шамандрина – вот эта фотография пенсионера с гирей. Алексей сразу зацепился взглядом за мужчину в обвислом поношенном пиджаке на спортивном празднике и довел историю до финала. Чудак бегал между развлекательными площадками и собирал по рублю на гирю. Уж зачем она ему понадобилась – сказать трудно. Но вожделенный спортивный снаряд пенсионеру все-таки достался, и в кадре счастливый обладатель гири гордо демонстрирует ее окружающим. Снимок вполне можно расценить как символ здорового образа жизни, вам не кажется?
А вот другой типаж – истинного борца, рыцаря спорта. Романа Гаврикова, мастера спорта по греко-римской борьбе Алексей снял в зале для тренировок. Гуру спокоен и сосредоточен. Для него борьба – это уже больше, чем мышцы, сила рук и ног. Это определенное мышление, ментальная техника управления поединком, искусство входить с противником в резонанс и чувствовать его уязвимые места. Если сила не ведет к мудрости, зачем такая сила? Эту мысль словно считываешь с лица героя фотоснимка. Основной темой спортивной фотографии Алексея Шамандрина может стать внутренняя красота человека, воспринимающего спорт как путь к самосовершенству. Алексей сам об этом знает. Живут в нем мечты перфекциониста (название одной из фотографий автора на выставке). Приходит время, когда после долгого труда все элементы складываются в нужной последовательности, и это происходит, кажется, само по себе. Нет уже никакой борьбы. Только гармония. «Делай свое дело хорошо, красиво, как умеешь, наилучшим образом. Старайся выражать себя. Борись так», – таково жизненное и творческое кредо Алексея Шамандрина.

Димитрий Соколов
Фотографии Алексея Шамандрина