Чаепитие по-ильински,


51

или как поневницы старину берегут

Чтобы приобщиться к старине, необязательно идти в большой музей, где предметы из прошлого бережно помещены в стеклянные витрины. Такие условия, конечно же, обеспечивают максимальную сохранность экспонатов. Но ведь всегда хочется прикоснуться к раритету, чтобы лучше почувствовать связь с прошлым.
Именно за этим недавно мы отправились в село Ильинка Скопинского района, где на базе местного дома культуры действует этноклуб «Скопинские поневницы». Творческие и яркие участницы этого объединения, представляющие культуру нескольких сел своего района, приняли нас как дорогих гостей и буквально с порога погрузили в атмосферу крестьянской жизни в селах Скопинского уезда. Поневницы не просто сохраняют и возрождают местные народные традиции – они сами являются ярким воплощением всего старинного и самобытного.

Татьяна и Ко

За большим столом у стилизованной русской печи в компании поневниц – Татьяны Мякушиной, Галины Савиловой, Натальи Моргуновой, Марины и Ангелины Наседкиных – мы пьем ароматный чай из трав, собранных на скопинских лугах, и пробуем тонкие блинчики, называемые в этой местности каравайцами. Каравайцы – настоящий гастрономический бренд скопинской земли, выпекать их здесь умеет каждая хозяйка. Настоящий караваец должен быть очень тоненьким и ажурным, словно кружево, обжаривают его только с одной стороны.
– Моя бабушка вчетверо каравайцы складывала и на сковороде со сливочным маслом обжаривала до корочки. Вы не представляете, какая это вкуснотища! – рассказывает по ходу нашего чаепития главная поневница, а по совместительству директор Ильинского ДК Татьяна Мякушина.
Ее жизненная история как нельзя лучше иллюстрирует русскую пословицу «Где родился, там и пригодился». Сама Татьяна – из многодетной семьи, в которой росли девять детей. По тем, да и по нынешним временам – редкость. Про себя говорит, что в родное село – Ильинку – буквально корнями вросла. По словам Татьяны, ее интерес к старине будто бы предопределила бабушка по материнской линии, которая завещала внучке сундук с целой коллекцией платков. Юная Таня носить платки не любила и не понимала тогда, зачем ей досталось такое наследство. Но время, как это часто и бывает, все расставило на свои места. И спустя много лет Татьяна Мякушина, на тот момент зоотехник со стажем и соответствующим высшим образованием, нашла себя в сфере культуры, став, по сути, хранительницей местных традиций. Так больше десяти лет назад в Ильинке появился этноклуб. Начинали с изготовления тряпичной куклы-крестушки. Дальше – больше. Стали собирать предметы старинной одежды, утварь – утюги, ступы, серпы, колодки для изготовления валенок и много чего еще… Насобирали на целый музей! Сегодня в коллекции «Скопинских поневниц» есть, например, такой ценный экспонат, как мужской кушак, которому больше 150 лет. Найден был, можно сказать, на свалке! Татьяна Мякушина считает, что тогда, десять лет назад, занялась новым для себя делом очень своевременно, поскольку сейчас в Ильинке старожилов, у которых сохранились бы старинные вещи и ценные воспоминания о далеком прошлом, в живых практически не осталось.

Понева – бабий хомут

У непосвященного человека может возникнуть логичный вопрос: «А почему, собственно, поневницы?» И здесь все предельно просто. Поневница – это женщина, которая носила поневу – шерстяную клетчатую юбку, сшитую из нескольких кусков ткани. Понева – неотъемлемая часть рязанского (и не только) народного женского костюма. Причем этот элемент одежды наделен еще и определенным глубоким смыслом. Когда девушка надевала поневу, это означало, что она вступает в следующий этап своей жизни и становится замужней. «Была девка – стала баба», – говорили в народе. Был даже такой обряд – «вскакивание в поневу». А еще понева как непременный атрибут жены имела такой сравнительный эпитет, как «бабий хомут».
«Скопинские поневницы» не просто знают толк в местных обычаях, но и могут многие из них подробно воссоздать. У туристов пользуется популярностью интерактивная программа «Сватовство девки ильинской с земли скопинской». Показывая ее гостям, поневницы используют дошедшие до нас традиции именно скопинских сел. Например, девкам и парням из Секирина запрещено было выбирать себе пару из другого села. Если такое все же случалось, то это была настоящая семейная драма. Родителям приходилось чуть ли не отрекаться от сына или дочери либо встречаться с ними втайне от всех. А вот еще одна интересная деталь, связанная со сватовством. В коллекции костюмов «Скопинских поневниц» сохранилась женская рубаха-длиннорукавка. Ее надевали на просватанную девку, которая в течение 40 дней должна был оплакивать свою уходящую беззаботную жизнь, утирая слезы длинными рукавами. Современные невесты, конечно, вряд ли оплакивают девичество, но все равно иногда общаются к местным традициям. И тогда на помощь им приходят участницы клуба «Скопинские поневницы», которые проводят для современных пар обряды сватовства или выкупа невесты так, как это было сто и более лет назад.

Каждому селу – свой наряд

«Поневницы» встретили нас, облачившись в подлинные праздничные женские костюмы, которые носили в скопинских селах Секирино, Ильинка, Корневое и Поляны. Нельзя не заметить, насколько по-разному одевались женщины в том или ином селе. Конечно, отличия были не кардинальными, но даже невооруженному глазу видимыми. Например, по нижнему краю поневы, которая принадлежала жительнице Ильинки, сделана вышивка в виде лебедя. Татьяна Мякушина говорит, что это редкое явление. На рукавах рубахи другого костюма красуются богато расшитые полеты – по ним можно было распознать женщину из села Секирино. В Корневом, как оказалось, носили гофрированную поневу. А костюм представительницы Полян (ему больше 100 лет) пошит с использованием знаменитого барановского ситца с характерным цветочным узором. Мотивом, объединяющим все комплекты, может быть разве что цвет. Он красный и везде в избытке. Не зря же скопинскую землю еще называют «красным углом» России. Хотя и тут есть свои исключения. Для автора этой публикации Татьяна Мякушина специально отложила непохожий на другие комплект, где вместо привычного красного цвета превалирует ярко-голубой. Примерила. Голубая косынка, такой же фартук-занавеска. Смотрится свежо и интересно. Такую одежду из голубых, желтых и зеленых тканей на праздники надевали в скопинском селе Петрушино. Поэтому про ярко одетую женщину в те времена запросто могли бы сказать «Разрядилась, как баба петрушинская!»

Без прошлого нет будущего

Задаю «поневницам» традиционный вопрос о том, как они ощущают себя в образах из прошлого. «Очень комфортно! С закрытыми глазами можем в них нарядиться!» – практически в один голос отвечают хранительницы традиций скопинской земли. А главная «поневница» Татьяна Мякушина добавляет, что в народном костюме она и говорит, и мыслит иначе. Так на нее влияет образ бабы ильинской. Оно и понятно – у подлинных вещей удивительная энергетика, они делают нас ближе к нашим истокам, дают возможность совершить маленькое путешествие во времени. Но «поневницы» думают не только о прошлом – сегодня их более всего заботит будущее. Чтобы оставались в целости и сохранности все коллекции этноклуба, нужны современные условия для хранения и экспонирования предметов старины. Необходимо расширять музей, который сейчас размещается в здании новой сельской школы, создавать новые интерактивные зоны (крестьянского подворья, например) для встречи туристов. Но, как объясняет Татьяна Мякушина, все это возможно, только когда будет капитально отремонтировано здание Ильинского дома культуры. «Поневницы» искренне верят, что все будет хорошо, и как никто другой знают, что без прошлого нет будущего.

Людмила Иванова
Фото Екатерины Детушевой