№96 (6200) от 15 декабря 2023

Стремительная походка, твердый взгляд, острый ум, активная жизненная позиция… Ему не дашь восьмидесяти, а ведь это так: у ветерана военной службы, руководителя организации ветеранов военного гарнизона Дягилево Бориса Вячеславовича Осокина – юбилей. Впрочем, лучше по порядку.

Детство

Детские годы Бориса не были безоблачными. Отец рано ушёл из жизни, поэтому все заботы легли на плечи матери. Он рос обычным пареньком, ничем не выделяясь среди сверстников. Мама после окончания Одесского технологического института работала на руководящих должностях в системе госрезерва страны, что приводило к частым переездам с одного места жительства на другое. Окончательно семья остановилась в посёлке Юрьевец недалеко от Владимира. Детских увлечений у Бори было много: активный участник художественной самодеятельности, член редколлегии школьной стенгазеты, пробовал себя в рисовании, поэзии… Но склонности к чему-то определенному не было, поэтому даже в выпускном классе с выбором будущей профессии возникли сложности. Вмешался случай: одноклассник предложил поступать вместе во Владимирский аэроклуб.
Медкомиссия показала его полную готовность к освоению профессии лётчика. Полугодовой теоретический курс с изучением основ аэродинамики, конструкции самолёта и двигателя закончился парашютными прыжками, после чего начиналась лётная подготовка. Свой первый прыжок Боря запомнил на всю жизнь. В аэроклубе ходило устойчивое мнение, что первый раз прыгать боятся все, поэтому, когда наступает этот момент, многие от страха неосознанно упираются в края люка руками, и инструктор вынужден сильным пинком под зад выпихнуть такого горе-парашютиста из самолёта. Подвергнуться такой унизительной процедуре он не мог, поэтому, когда прозвучала команда «приготовиться!», он закрыл глаза и, не дожидаясь команды «пошёл!», сиганул первым. Приземлившись на краю лётного поля, он потом долго тащил парашют к месту сбора по глубокому снегу.
Первый вылет с инструктором, первый самостоятельный полёт, отработка техники пилотирования на учебно-тренировочном самолете Як-18У – всё давалось легко и просто. Были успешно освоены не только главные элементы техники пилотирования, но и более сложный пилотаж: вираж, бочка, боевой разворот, штопор, петля Нестерова.
Вступительные экзамены в Тамбовское высшее военное училище лётчиков абитуриент Осокин сдал неблестяще, но аэроклуб для поступающих в лётные училища ценился выше золотой медали. Так в 1962 году он стал курсантом, и начался его долгий путь службы в Военно-воздушных силах. Мама, которая до конца не верила, что её сын всерьёз увлёкся авиацией, наконец-то смирилась с этим и, напутствуя сына, написала в письме: «Летай сынок, но только потише и пониже», не понимая, что это самые опасные факторы полёта. За время учёбы он освоил самолёты Як-18А и Ил-28, совершил восемь прыжков с парашютом. Диплом молодому лейтенанту вручил трижды Герой Советского Союза генерал-полковник Иван Никитович Кожедуб, пожелав успешной службы.

В небо на работу

После окончания училища офицер Осокин начинает колесить по аэродромам, осваивая всё новые и новые типы самолётов: дальний бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковые машины Ту-22, Ту-22М2, Ту-22М3. Постепенно росло лётное мастерство, о чём свидетельствует не только достижение квалификации лётчика первого класса, но и прохождение должностей командира корабля, заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи, заместителя командира полка. Без отрыва от лётной работы окончена академия им. Ю.А. Гагарина, служба проходила и в Сибири, и на Украине. Были сложные полёты, возникали нештатные ситуации вплоть до отказа двигателя, требующие от лётчика мобилизации всего его опыта и мужества. Однажды экипаж капитана Б.В. Осокина был назначен дублёром основного экипажа самолёта Ту-22К для пуска сверхзвуковой ракеты Х-22. Надо заметить, что эта ракета была мощной и дорогой, поэтому её практические пуски в ракетоносных полках проводились один раз в несколько лет на специальном полигоне, что и требовало назначение дублирующего экипажа на случай какого-нибудь отказа у основного. В этот раз основной экипаж со своей задачей справился, дублёру дали отбой. Однако на аэродроме посадки погодные условия ухудшились, сильный боковой ветер достигал почти предельного значения, что усложняло и обычное выполнение этого элемента полёта, а тут надо садиться с заправленной и готовой к боевому применению крылатой ракетой весом более шести тонн! Но мастерство лётчика позволило избежать неприятностей и успешно завершить полёт. Боевая работа офицера Б.В. Осокина была по достоинству оценена командованием, и в 1977 году он был награждён орденом «За службу Родине в Вооружённых силах».
В 1982 году подполковник Осокин закончил службу в строевых частях и был переведён в Рязань начальником исследовательского отдела новой техники. Работа творческая, интересная, она пришлась по душе Борису Вячеславовичу. И как закономерная оценка его труда – новое назначение через два года на должность заместителя начальника центра по военно-научной работе. Все это время он продолжал лететь, совершенствуя свое мастерство.
Однажды его направили в Воронеж, где на аэродроме фронтовой авиации тестировалось новое светотехническое оборудование «Луч-4». Чтобы проверка была комплексной и полной, в ней приняли участие не только представители истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации, но и лётчики-дальники. Особенностью воронежского аэродрома было то, что взлётно-посадочная полоса и рулёжные дорожки на нем были значительно уже и короче, чем на аэродромах Дальней авиации, что требовало филигранной техники руления на земле. На предполётных указаниях руководитель полётов попросил уточнить, как будет выполнять полёт экипаж дальнего бомбардировщика Ту-22М3. Полковник Осокин ответил, что он будет летать по схеме, установленной для местных самолетов Су-24. Даже опытные пилоты фронтовой авиации в это не поверили, поэтому наблюдать за взлётом Ту-22М3 высыпал весь лётный состав аэродрома. И когда огромная серебристая машина по крутой траектории ушла в небо, у присутствующих невольно вырвался возглас восхищения. А Борис Вячеславович прокомментировал ситуацию просто: мощность двигателей была такой, что поднять самолёт в небо без боевой нагрузки и с ограниченным запасом топлива даже с укороченной ВПП не составило особого труда. Служба заместителя начальника центра включала в себя и руководство исследовательскими отделами, и отработку методической литературы для лётного состава боевых полков, и разработку более эффективных способов боевого применения самолётов Дальней авиации, и контроль системы переподготовки лётчиков-дальников, и даже участие в приёме экзаменов у выпускников военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина.
В 1992 году полковник Осокин уволился в запас. Его календарная выслуга составила тридцать лет, а в льготном исчислении пятьдесят два года.

Жизнь на гражданке: учитель, общественник, поэт

Почивать на заслуженных лаврах у Бориса Вячеславовича не получилось – не такой он человек. Уже через несколько месяцев он снова начал водить самолёты, только теперь на тренажёрах своего же лётного центра. Должность инженера-оператора тренажёра «Репитер» для обучения групп руководства полётами на аэродроме и полигоне позволила ему опять окунуться в гущу лётной работы. Используя свой огромный опыт, он моделирует различную воздушную обстановку для обучающихся, подбрасывает им интересные вводные, усложняет решаемые задачи неожиданным отклонением от стандартных схем.
В пятьдесят лет можно начать жизнь заново – это он знает на своём личном примере. Кроме учебной работы, Борис Осокин вот уже много лет возглавляет ветеранскую организацию «Авиатор», объединяющую офицеров запаса военного гарнизона Дягилево. Не обходится без его участия и такое важнейшее мероприятие, как прохождение «Бессмертного полка» в День Победы, он активно сотрудничает с музеем Дальней авиации, делясь историческими подробностями своей службы.
И ещё об одной стороне жизни Бориса Вячеславовича хочется сказать отдельно. Как-то неожиданно оказалось, что на склоне лет у него обнаружился поэтический талант, да ещё какой!
Недавно вышло продолжение книги «Азбучные истины – 2», в котором столько же стихов. А это значит, что автор полон сил и творческих планов. И кто сказал, что в восемьдесят лет жизнь близится к завершению? У Бориса Вячеславовича Осокина она бьёт ключом – так и должно быть у человека дела.

Полковник А.А. Щербинин, заместитель начальника Центра боевого применения и переучивания лётного состава Дальней авиации по военно-политической работе


Самое читаемое