В Рязани проводится перспективный образовательный эксперимент.

В Рязанском государственном медицинском университете недавно напутствовали необычных выпускников. Документы о прохождении обучения по дополнительной общеразвивающей программе получили выпускники с ментальной инвалидностью. Трое молодых людей с синдромом Дауна и когнитивным дефицитом прошли обучение на базе кафедры сестринского дела. В течение двух месяцев они осваивали адаптированную для них программу «Уход родственников за инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья». Два выпускника уже влились в систему социального обслуживания Рязани.

Эксперимент только в самом начале, но первые результаты обнадеживают.
– Ребята с ментальными нарушениями, обучавшиеся в РязГМУ, взаимодействуют с получателями социальных услуг, которые оказывают АНО «Доброе дело» и АНО «Забота и милосердие», – говорит Дмитрий Оськин, начальник Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья университета.
Центр создавался с благой целью: помочь получить образование в медицинском вузе тем людям, которые из-за проблем со здоровьем не могут учиться наравне с другими студентами. Однако тот шаг, который сделан сейчас, можно считать по-настоящему прорывным. Впервые в практике социального обслуживания населения Рязани к заботе об инвалидах и пожилых привлекают людей с синдромом Дауна и иными ментальными нарушениями.
Разумеется, потребовались особые программы и методики подготовки. Университет разработал их с учетом накопленного опыта работы в рамках реализации проекта Ресурсного учебно-методического центра. И вот результат: к этапу активной практики и наставничества приступили двое из трех молодых людей с врожденными ментальными нарушениями.
Отбору кандидатов на обучение предшествовало тесное сотрудничество университета с региональным отделением Всероссийского общества родителей детей-инвалидов, с некоммерческими организациями социального обслуживания населения и волонтерами, рассказывает Дмитрий Оськин.
– Сомнения в успешности эксперимента были?
– Мы готовились к любым сценариям, чтобы потом совершенствовать программу, – говорит Дмитрий. – Направление, считаю, выбрали правильное. Во всем мире ведутся поиски моделей адаптации людей с ОВЗ к общественной жизни. Они ведь мечтают о том, чтобы стать самостоятельными, самим зарабатывать себе на хлеб, и наш ресурсный центр хочет обеспечить им такую возможность.
Максиму скоро исполнится 18 лет, он учится в колледже. О возможности получить дополнительную специальность узнал от мамы, Элины Мальцевой, она возглавляет региональную общественную организацию поддержки людей-инвалидов с синдромом Дауна «Добрые сердца». Учеба ему понравилась. Необычные ощущения принесла и практика. Максим почувствовал, что его ждут, ему рады. Он сопровождал пожилых людей на прогулках, кормил их с ложечки. Теперь ему не составит труда применять навыки долговременного ухода, полученные на занятиях.
– Совпали ожидания с реальностью? – спрашиваем Элину Мальцеву, маму Максима.
– Как минимум мне хотелось, чтобы мой ребенок освоил навыки ухода. Потому что это всегда может пригодиться в жизни любому человеку. Я шучу, что теперь мой сын не просто воды подаст мне в старости, а сделает это со знанием дела. Мне хочется, чтобы он примерил на себя эту деятельность в качестве профессиональной.
«Помогать мне нравится», – твердо говорит Максим.
С удовольствием посещала курсы и Алена Сорокина. На уроках она научилась ухаживать за пожилыми, используя различные приспособления, кормить их, готовить еду.
– После прохождения практики Алена занимается этим вполне успешно, – говорит ее мама Светлана. – Она могла бы помочь многим пожилым людям и лицам с инвалидностью в паре с социальным работником, если свяжет свое будущее с этой профессией. Думаю, многие особенные дети должны пройти через этот проект. Им необходимо для преодоления всех жизненных трудностей почувствовать себя нужными тем людям, которым требуется еще больше поддержки.
Пока участники проекта выходят к благополучателям вместе с социальными работниками в качестве волонтеров. Со временем они смогут действовать самостоятельно, считает Екатерина Виноградова, заведующая отделением некоммерческой организации по предоставлению социальных услуг «Забота и милосердие».
– Наша участница проекта очень хорошо и быстро адаптировалась к пожилым людям. Надо отметить, что обычным сотрудникам всегда требуется несколько больше времени для того, чтобы «поймать волну» и найти общий язык с людьми старшего поколения.
Трудность, по словам Екатерины Виноградовой, возникла одна. Речь девушки не совсем четкая, а у пожилых, как правило, проблемы со слухом. Соцработники считают, что это препятствие преодолимо.
У Екатерины Андреевны теперь нет сомнений. Привлекать к работе организации людей с ментальной инвалидностью можно и необходимо. Хотя вопросов было поначалу немало. Каким образом может пройти первый контакт? Как отнесутся пожилые к молодым инвалидам? «Сейчас, когда мы совершаем первые шаги, можно с уверенностью сказать: у проекта хорошие перспективы».
Сделать такой вывод заведующей отделением АНО «Забота и милосердие» помогли личные наблюдения. Задействованные в проекте люди с синдромом Дауна прошли самый нелегкий тест на пригодность человека к социальной работе. В них есть главное – доброта, милосердие и понимание. Эти качества гораздо сложнее взрастить в себе, чем стрессоустойчивость и терпение, которые приходят с опытом. Учеба продолжается.

Димитрий Соколов
Фото РязГМУ