
№07 (6311) от 31 января 2025
Чего не хватает среднему специальному образованию
О том, что подготовка кадров и повышение производительности труда – важнейшая задача, губернатор Павел Малков говорил неоднократно. Ситуация как в регионе, так и в целом по стране в реальном секторе экономики обострилась в связи с оттоком мигрантов. Из России на родину вернулись около одного миллиона человек.
Есть и ещё одна проблема. Работодатели на выпускников колледжей делают ставку неохотно – слаба практическая подготовка. Как изменить ситуацию? Над этим вопросом задумываются и в образовательной, и в производственной сферах.
Рязанский технологический колледж решил пойти на эксперимент и предоставил учащимся старших курсов возможность осваивать профессию непосредственно на предприятии. Речь не о производственной практике, а о трудоустройстве с заработной платой до 100 тысяч рублей в месяц.
Первыми начали строители
В День студента учащиеся технологического колледжа получили награды за работу в строительной компании. Руководители фирмы организовали для своих подшефных молодых рабочих и их преподавателей праздник, поблагодарили за труд и вручили подарки.
Выступая на празднике, директор Рязанского технологического колледжа Николай Баранов сказал о том, что постигать профессию нужно не столько в учебных кабинетах, сколько на рабочих местах. Сказано это было не голословно.
В прошлом году 47 старшекурсников строительного отделения колледжа решили поучаствовать в эксперименте. Они пошли работать на стройку. Остро нуждающееся в кадрах руководство строительной компании закрепило за ними наставников, обеспечило технические условия для дистанционного обучения в колледже и предложило на выбор ряд должностей с зарплатой от 40 до 100 тысяч рублей в месяц (каменщики, штукатуры, электрики, геодезисты, помощники прорабов).
Личный опыт
На празднике в честь Дня студента учащийся 4 курса Дмитрий Батищев давал интервью ребятам из медиацентра колледжа, с гордостью рассказывал о том, как работает на стройке.
– Я начинал работать каменщиком. Старался показать себя с хорошей стороны. Руководители стройки это заметили и предложили мне поработать помощником инженера-геодезиста, а уже через полгода перевели на эту должность. Работа очень нравится. Люблю атмосферу стройки. Мой трудовой стаж пока небольшой – около семи месяцев, но я уже твердо решил для себя, что после получения диплома продолжу трудиться в строительной компании, которая сейчас платит мне за работу около 100 тысяч рублей в месяц. Я не отрицаю, что в колледже на первом и втором курсах надо изучать теорию, но практические навыки быстрее приобретаешь непосредственно на рабочем месте. Мне кажется, что на третьем и четвертом курсах уже пора начинать работать, – считает Дмитрий Батищев.
Рязанский технологический колледж вступил в программу «Профессионалитет». Она запущена в 2022 году с целью обновить инфраструктуру средних учебных заведений и наладить взаимодействие между колледжами и предприятиями, на которых могли бы работать выпускники. Взаимодействие налаживается непросто. Работодатели считают, что выпускники колледжей, вооруженные лишь теоретической подготовкой, пока не готовы решать производственные задачи на предприятиях из-за отсутствия практических навыков. Подготовку необходимо вести непосредственно на предприятиях, в чем теперь убеждены многие ребята, работающие на строительстве жилых многоквартирных домов.
– Я вначале устроилась на работу в технадзор. Трудилась в офисе. Через месяц мне предложили продолжить работу на объекте помощником производителя работ (прораба). Я обрадовалась. Очень хотела прийти на стройку. Увидела в этом много преимуществ. Во-первых, мне сразу завели трудовую книжку, чтобы пошёл стаж. На строительной площадке я не только работаю, но и учусь. Здесь каждый готов поделиться советами, да такими, о которых в учебниках не прочтёшь. Учёба в колледже, конечно, тоже нужна. Там нам даются знания, которые обязательно пригодятся в жизни, а вот профессию лучше изучать на рабочем месте. Да и зарплата многое значит. Сейчас я зарабатываю в месяц более 65 тысяч рублей. После окончания колледжа хочу остаться работать в компании, которая подарила мне веру в успех, – рассказывает учащаяся 4 курса Рязанского технологического колледжа, помощник прораба строительной компании Людмила Шуенкова.
Кто следующий?
Учащиеся строительного отделения Рязанского технологического колледжа были первыми, кто решился осваивать профессию непосредственно на рабочих местах. Директор учебного заведения Николай Баранов уверен, что скоро подтянутся и банкиры, и пищевики. В банках и ресторанах на руководящих должностях работают многие выпускники колледжа, которые точку зрения своего бывшего директора на реформу СПО вполне разделяют.
Прямая речь
Николай Баранов, директор Рязанского технологического колледжа:
– Президент России Владимир Путин 23 января в режиме видеоконференции провёл заседание наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив» по продвижению новых проектов. На заседании говорилось и о том, что система среднего профессионального образования не только не отвечает запросам работодателя, но и не позволяет учащимся находить себя в жизни. Она слабо практикоориентирована. Программа «Профессионалитет», в которую мы вступили, конечно, работает, но нужно искать и дополнительные эффективные приёмы. Я был участником проекта «Россия – страна возможностей», где нас ориентировали на то, что сейчас, не изменяя учебных планов и программ, нужно вести поиск методов, которые бы позволяли учащимся набираться больше практического опыта.
Когда ко мне прошлой весной обратилось руководство строительной компании с предложением взять учащихся на практику с возможностью последующего трудоустройства, выплаты заработной платы и обучения на рабочем месте, я понял: это то, что сейчас необходимо развивать и продвигать.
Первыми на работу вышли учащиеся строительного отделения. Сейчас к ним подключаются ребята с отделения информационных технологий. Они работают в группе электромонтажников. Я считаю, что всё у них получается.
Молодежь не только активно осваивает рабочие профессии. Многое для них значит общение в трудовом коллективе, а профессия строителя никогда не потеряет свою актуальность.
Очевидно, что среднее профессиональное образование необходимо реформировать. В таком виде, как сейчас, оно неэффективно. Я бы предложил двухступенчатую модель. Абитуриенты поступают в учебное заведение на рабочую квалификацию. Раньше так работала система начального профессионального образования (ПТУ). Если мы увидим, что специальность их интересует, они получают профессиональные знания и навыки, то таким может быть предоставлена возможность год-полтора обучаться на второй ступени среднего профессионального образования и получить квалификацию техника или мастера. У рабочих при достижении определённых навыков также будет возможность продолжить образование.
Подобные предложения мы изложили в письме, которое направили в адрес председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина.
Вячеслав Астафьев
Фото автора












Купить электронную копию газеты