В финале музыкального праздника, длившегося в сердце Рязани, в кремле целых три дня, обычно звучат шедевры русской оперной классики. Вот и на этот раз замечательная традиция была соблюдена. Зрителям подарили “Князя Игоря” – бессмертное творение одного из родоначальников отечественного музыкального искусства Александра Бородина в исполнении солистов московских театров “Новая Опера”, “Геликон-опера”, рязанской филармонии, Рязанского камерного хора, Рязанского губернаторского симфонического оркестра.

В этом году исполняется 135 лет со дня первого показа “Князя Игоря” в Мариинском театра Санкт-Петербурга. Александр Бородин вложил в создание своего шедевра восемь лет жизни, глубоко погрузился в исторический материал, изучил памятники древнерусской литературы, культуру и быт половцев, путешествовал в окрестностях Путивля, где и разворачивается основной сюжет драмы. Но творение осталось незавершенным. Уже после смерти композитора произведение было дописано его соратниками – Александром Глазуновым и Николаем Римским-Корсаковым.

В постановках различных театров по-разному смещались акценты в интерпретации характера князя Игоря. Но в концертном варианте оперы весь драматизм концентрируется в вокальных партиях героев. В исполнении солиста “Новой Оперы” Алексея Антонова князь Игорь Святославович предстает не жертвой собственной недальновидности и тщеславия, а могучим воином, патриотом Отчизны, на свой страх и риск принявший решение о походе на разорителей русской земли – половцев и потерпевшей неудачу, которая была фатально предопределена разобщенностью русских князей.

“Ни сна, ни отдыха измученной душе”, – скорбит князь Северский, но не столько, кажется, по себе, сколько по своей Родине, которой никак не удается собрать волю в крепкий кулак, позабыть распри и начать путь к счастью. Россия – особая страна, и ей требуется такой же незаурядный крепкий правитель, государственный муж, ум великого патриота своей земли, свободный от мелочности. Князь Игорь берет на себя такую ответственность, совершая побег из плена хана Кончака и словно подвергая ревизии собственные ценности. Порукой в его скорых ратных успехах служит любовь Ярославны (солистка “Геликон-оперы” Юлия Ситникова). И никакое показное радушие хана, не лишенного, впрочем, благородства (солист “Новой Оперы” Константин Федотов), на могут изменить решения Игоря, который, в отличие от сына (заслуженный артист республики Башкортостан, солист “Геликон-оперы”, приглашенный солист Мариинского театра Игорь Морозов), не разрывается между Родиной и любовью к дочери врага, половецкого хана, Кончаковне (солистка “Новой Оперы” Полина Шамаева).

В сложное время нужно думать о судьбе Отчизны, а не предаваться высокомерию и эгоистическим мыслям (эту скверну души воплощает князь Галицкий, солист “Новой Оперы” Дмитрий Орлов) – этот посыл поэмы XII века “Князь Игорь” блестяще воплотили в сценических ариях московские и рязанские исполнители народно-эпической оперы, воплотившей вековые думы русского народа и его мечту о процветании. Шквал аплодисментов долго не отпускал артистов со сцены.

 

 

 

Текст: Димитрий Соколов
Фото Дмитрий Соколов, Александр Королев
Видео Димитрий Соколов

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое