№1 (5906) от 13 января 2021

Рязанцев приглашают в мир альтернативной фотографии

Название творческого объединения «Аргентина» происходит от слова аргентум. Именно серебро когда-то лежало в основе всех фотографических процессов, пока их не вытеснили цифровые технологии. И, конечно же, Аргентина – это очень далеко. Ведь проявка пленки и печать фотографий в комнате с красным фонарем – ушедший мир, далекая страна, лежащая где-то на дне нашей памяти. И все-таки до нее рукой подать.

Достаточно опустить темную штору – и вот мы в «Аргентине». Фотостудия рязанского фотографа Сергея Газетова – тот островок, где возможны путешествия в прошлое. Здесь создают атмосферу прежних проявочных лабораторий, чтобы пережить волнующий миг рождения отпечатка.
– Нас иногда спрашивают: а зачем? Есть удобные и быстрые цифровые камеры, отличные программы обработки изображений с большими возможностями. Тут не поспоришь. И все-таки хочется какой-то уникальности, штучности, когда не только кнопки нажимаешь, а делаешь всю работу собственными руками, от начала и до конца. Что-то не получается, и начинаешь менять раствор, бумагу, свет увеличителя. В этот момент фотография – не просто результат, а игра, квест, движение по непредвиденному маршруту, – говорит участник проекта «Аргентина» Алексей Бусаров.
Увлечения аргентинцев – это и часть обширного культурного движения к подлинности всех вещей, и острая реакция интеллектуалов на то, что мир перестают описывать словами и начинают переводить на язык цифр.
– Фотография и фотка – это две разные реальности. Фотография учит думать и выражать себя с помощь визуальных образов. Фотка – часть культуры потребления. Я долго пытался понять, в чем смысл «Инстаграма», что это за социальный феномен. Потом до меня дошло, что это просто средства невербального общения. Человек не может выразить свои впечатления словами, и тогда он делает картинку, как бы передавая свои права на осмысление окружающих феноменов другим людям, – говорит Сергей Газетов.
Для будущих профессиональных фотографов знакомство с мокрыми процессами – необходимый этап обучения.
– Не зря фотографы в европейских школах начинают обучение с аналоговой фотографии. Если не прикоснуться к истокам, трудно понять природу истинной фотографии, – продолжает Алексей Бусаров.
Фотоувеличитель «Азов» – мечта профессионального фотографа прошлого века, – бачки для проявки пленки, ванночки, пинцет, растворы, приготовленные в бутылках, – все это выглядит теперь как музейные экспонаты. «Аргентинцы» собрали полный комплект оборудования, чтобы желающие смогли пройти все стадии изготовления снимка. И пусть оценить результат сможет лишь посвященный – это не так уж и важно. Основная задача – получить удовольствие от процесса.
В лаборатории можно по­пробовать разные способы печати и изготовления светочувствительных эмульсий.
– Есть рецепты, материалы… Нужно найти только время, чтобы этим заняться, – говорит Алексей Бусаров. – Мы приглашаем любителей присоединиться к нашим экспериментам. Подробнее узнать о творческом проект можно в группе «Аргентина» «ВКонтакте».

Димитрий Соколов
Фото и видео Димитрия Соколова