Гость – тайный, проблемы – явные


69

В области запущен проект сервисного аудита музеев


Центр развития туризма Рязанской области и газета «Рязанские ведомости» запускают проект «Музейный мир: эволюция формата». Ежемесячно на страницах издания мы будем писать об итогах первого в России проекта сервисного аудита музеев. О достоинствах и недостатках организации музейного дела в Рязани и области нам расскажут эксперты, представители курирующих органов, блогеры и рядовые туристы. Все вместе мы попытаемся ответить на вопрос: насколько успешно развиваются в нашей области такие туристические объекты, как музеи?


Музейный мир стремительно меняется, превращаясь из «хранилища древностей» в современное пространство для досуга, территорию знаний, отдыха и вдохновения. Успевают ли за этими изменениями музеи нашей области?

Новый уровень восприятия

Создание специальных приложений, которые позволяют увидеть экспонаты по-новому, например – до реставрации, или пообщаться с героем картины. Мультимедийные композиции, благодаря которым можно увидеть мир с высоты птичьего полета или услышать собственное сердцебиение. Игровое историческое кино, снятое в формате видео 360, об истории одного экспоната или целого музея. Использование чат-ботов для участия в музейном квесте или экскурсиях по городу.
Максимальное использование в коммуникациях технологий будущего – лишь один из музейных трендов. Другой очень важный аспект, который сегодня довольно положительно используют самые посещаемые музеи мира и страны, – умение говорить со своей аудиторией не свысока, а с позиции равного. При этом музеи перестают быть элитарными заведениями для узкого круга профессионалов, а все больше «идут в народ», привлекая как внутренних, так и внешних туристов.
Но и это еще не все. Ведь стремление привлечь широкую аудиторию и перейти с ней на «ты» – это не просто разговор «на одном языке», это еще и игра, интрига. Мастер-классы, лектории, разнообразные форматы экскурсий – список музейных активностей постоянно растет. Интересные фишки, за которыми хотелось бы охотиться, на фоне которых хотелось бы фотографироваться и которые хотелось бы купить как сувенир. Благодаря всему этому музей сам по себе превращается в такой же интересный объект, как и его содержимое.
А благодаря грамотному внедрению всех этих современных форматов в свою работу музеям удается конкурировать. Нет, не друг с другом, а с другими сферами бизнеса. Что выберет аудитория: посещение торгового центра, просмотр телевизора или роликов на Youtube, новую компьютерную игру, многочасовое прокручивание лент соцсетей или поход в музей? Сегодня это зависит от тех, кто работает с музейными коммуникациями.

Как достичь музейного бума?

В нашей области действует сеть музеев, которые образуют широкий «культурный каркас» региона. А общий объем музейных фондов области, среди которых произведения искусства, археологические артефакты, предметы быта, книги, документы, фотографии, составляет почти 500 тысяч предметов. Ежегодно музейные работники проводят свыше 20 тысяч экскурсий, организуют более 1 500 мероприятий и 600 выставок. А общая посещаемость всех 57 музеев составляет 800 тысяч человек.
То есть сегодня можно с уверенностью говорить о том, что музеи становятся полноправными участниками туристического рынка. Вопрос в том, насколько полно используются возможности продвижения музейных ресурсов на туристском рынке? Ведь, помимо количественных показателей, важны и качественные – имидж, репутация, гостеприимство, узнаваемость. Эти показатели важны для успешного развития территориального туристского продукта в целом, для перспективного планирования его дальнейшего развития.
Чтобы промониторить качество предоставления экскурсионных услуг на территории областных, муниципальных и частных музеев Рязани, был запущен тайный аудит, инициатором которого выступил Центр развития туризма Рязанской области.
Предметом сервисного аудита 10 рязанских музеев, среди которых как бюджетные, так и частные объекты, стало получение экспертной оценки качества предоставления и маркетинга экскурсионных услуг. А в итоге область получит конкретные рекомендации по повышению качества предоставления экскурсионного и сервисного обслуживания туристов и экскурсантов от экспертов российского уровня. Известные музейные работники, руководители маркетинговых агентств, кураторы межмузейных и туристических программ и проектов уже посетили наш город. В ближайших выпусках «РВ» мы расскажем о «тайных гостях» Рязани, музеях, которые они посетили, и выводах, которые были сделаны.


мнение эксперта

Дмитрий Ойнас, эксперт в области менеджмента наследия, социокультурного проектирования, событийного менеджмента, творческих индустрий, специалист по маркетингу культурных продуктов:

– Я посетил несколько музеев Рязани и области и могу сказать, что ситуация в них далеко не беспроблемная. И не только в них. Во всех практически рязанских музеях есть близкие проблемы. Музеи безакцентны. В них нет героев или их так много, что повествование размыто, безакцентно. Даже в мемориальном музее Пожалостина, где, казалось бы, герой определен, рассказ строится на перечислении всего его жизненного пути. Но ведь у героя бывают интересные моменты в жизни, периоды, когда он наиболее ярко себя проявляет. Если такие акценты есть и рассказ выстроен набором пиковых точек, то внимание слушающего, осматривающего экспозицию будет сконцентрировано целенаправленно. Вообще, умение популярно рассказывать о сложных вещах – одна из задач музея. Популяризация, интерпретация наследия – это то, ради чего музеи хранят свои экспонаты. Очень важно, чтобы информация об этом наследии была донесена до потребителя максимально эффективно. Чтобы он проникся, влюбился, захотел узнать больше.


Екатерина Детушева
Фото Димитрия Соколова
и Дмитрия Осинина