№43 (6048) от 17 июня 2022
Как нас обманывают маркетологи и как можно и нужно с этим бороться
А это точно натуральный продукт?
Ответить на этот непростой вопрос может Ксения Пузырева – рязанский экологист и экоактивист. Совсем недавно она провела бесплатный марафон, посвященный гринвошингу – обману покупателей маркетологами, которые пытаются выдать не экологичные продукты за таковые.
– Многие не любят иностранные слова. Гринвошинг дословно переводится как «зеленый камуфляж», но, думаю, читателям будет понятнее, если я приведу конкретный пример обмана потребителей. Это нашумевшая как в России, так и за рубежом история с программой шведской компании – крупнейшей в Европе розничной сетью по торговле одеждой – по сбору одежды и текстиля. Запустив ее в России, фирма предлагала любому желающему прийти в магазин и сдать ненужную одежду, вне зависимости от ее состояния и места покупки. Компания заявляла, что все это отправится на заводы в Германии, где будет переработано и пойдет на производство тканей для товаров в эколинейке. На самом деле оказалось, что вещи россиян уходили на склад в Лыткарино, не имеющий отношения к Германии, а потом продавались на Avito или выбрасывались и сжигались. После этого скандала фирма сменила российского партнера, через которого отправляла товары на переработку. Но вопросы к компании остались, – рассказала Ксения.
Впрочем, как и ко многим другим известным и малоизвестным производителям, которые всячески играют сегодня с покупателями, завлекая их приобрести товар. Среди простых методов такого обмана – зеленый цвет упаковки, специфичный материал, например – крафтовая бумага, растительные мотивы в дизайне, слова «натуральный», «экологичный» в описании или названии.
Есть и более изощренные производители. Они не гнушаются маркировать свой товар сертификатами экологичности, которые на самом деле этот продукт не получал.
Сначала изучи, потом бери
– Как уберечь себя от переплат за подобный обман? А мы ведь понимаем, что сегодня покупатель ведется на приобретение якобы экологичной продукции охотнее, чем на невзрачный товар малоизвестной фирмы, действительно являющийся натуральным? Как минимум нужно знать несколько простых правил, – поясняет экологист.
Первый «звоночек» гринвошинга – кричащие надписи ЭКО, БИО, ОРГАНИК, НАТУРАЛЬНОЕ, ОРГАНИЧЕСКОЕ на упаковке товара, а также изображение зеленых листочков, деревьев, цветов.
– Увидели подобное – задайтесь вопросом: что именно экологично в этом товаре? В нем нет консервантов или красителей? Посмотрите состав и станет ясно, обманывают вас маркетологи или нет.
Бывает, что на упаковке производитель указывает неполный состав. Или крупными буквами расписывает активные полезные компоненты и очень мелким шрифтом указывает полный состав.
Еще одна из уловок производителя – сделать знак, более-менее похожий на экомаркировку. Тут фантазия у каждой компании безгранична. Рисуй, что хочешь и сколько хочешь.
А вместе с тем есть официальные экологические знаки, которые выдаются производителям не бесплатно и при соблюдении специальных условий производства товара. Например, первый и старейший в мире экологический знак для товаров и услуг, созданный в 1977 году, – «Голубой ангел». Если увидели автомобиль, имеющий такой знак, значит, он оборудован надежной системой очистки выхлопных газов.
Или «Листок жизни» – первая российская система добровольной экологической сертификации, разработанная Санкт-Петербургским экологическим союзом в 2001 году. «Листок жизни» может получить как пищевая, так и не пищевая потребительская продукция, успешно прошедшая сертификацию. Знак подтверждает экологичность продукта и экологическую безопасность всех этапов его производства. Есть такой знак на товаре – смело бери продукцию в свою корзину.
Пластик – зло, но…
Сама Ксения легко может распознать на полках действительно полезные продукты и их подделки. Простому обывателю, не погруженному в тему глубоко, справиться с этим сложно. Именно поэтому Ксения и задумала образовательный экомарафон «Осторожно, гринвошинг!» Сначала всех желающих пройти его ждали онлайн-встречи с экологистами, экоблогерами и экотренерами со всей России, затем – практическое занятие с инициатором мероприятия.
Собравшиеся на очном занятии-лекции бесплатно учились простейшим вещам – видеть внутри якобы крафтовых упаковок полиэтилен, ориентироваться в маркировке пластика для пищевых продуктов. Лично я услышала из уст экологиста потрясшую меня до глубины души фразу о том, что лучше воспользоваться пластиковым пакетом для упаковки продуктов, чем так называемым биоразлагаемым.
– Пластик – зло, – пояснила Ксения. – Но его можно сдать на переработку. А вот биоразлагаемые пакеты – нет. Мало того, я провела эксперимент и могу с уверенностью сказать, что они не разлагаются, как утверждают маркетологи и рекламщики. Под воздействием ультрафиолета пакет просто быстрее распадается на фрагменты, которым затем требуется немало лет для естественного биоразложения. При этом окружающая среда загрязняется микропластиком. Он в свою очередь способен мигрировать по пищевой цепи и в итоге оказаться на наших тарелках.
Чтобы такого не происходило, Ксения личным примером доказывает, насколько полезно для природы использование в повседневной жизни шопперов и специальных хлопковых мешочков для продуктов. Кстати, во время обучающего семинара всех желающих научили шить многоразовые мешки для мусорного ведра. А еще слушатели научились изготавливать твердые шампуни и натуральный бальзам для губ.
– Я понимаю, что это мероприятие – лишь капля в море. Но свои попытки изменить мир продолжу. В планах – посещение студентов, будущих маркетологов и пиарщиков. Буду с ними говорить о гринвошинге. А еще беседы в детских садах. Наверное, чтобы изменить наше мировоззрение, надо начинать с самых маленьких, – подытожила экологист.
Екатерина Детушева
Фотографии предоставлены Ксенией Пузыревой














Купить электронную копию газеты