Идем в школу


54

Ситуация с обеспеченностью региона педагогами медленно, но верно улучшается

Положение дел с кадрами в региональной системе образования сегодня внушает оптимизм. Правда, оптимизм этот весьма сдержанный: речь пока идет не столько о преодолении кадрового дефицита, сколько о положительных тенденциях. Тем не менее не заметить тот факт, что новых молодых лиц в педагогическом сообществе стало больше, нельзя. О том, что конкретно для этого делается, – в нашем материале.

Показательным в плане омоложения педагогического корпуса стал недавно прошедший федеральный этап Всероссийского конкурса «Учитель года». Значительная часть конкурсантов – специалисты со стажем от трех до восьми лет. Получается, если молодым доверили представлять свои регионы на столь высоком уровне, значит, на местах в них уверены. И относительно небольшой профессиональный опыт теперь не препятствие к высоким достижениям. Он компенсируется нестандартным мышлением, оригинальными педагогическими подходами, умением правильно подать себя и не бояться быть яркой личностью. Примерно такое впечатление от молодых коллег сложилось у рязанской конкурсантки, учителя географии с 20-летним стажем школы № 72 Ольги Ивляновой. Этими мыслями она поделилась с «Рязанскими ведомостями», когда рассказывала о своем участии в главном педагогическом соревновании страны.
Впрочем, за примерами успешного старта в педагогической профессии далеко ходить не нужно. Учитель начальных классов Листвянской школы Рязанского района Татьяна Горбунова в прошлом году стала победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Тем самым девушка показала, что если профессия выбрана осознанно и работа действительно по душе, то и с трехлетним педагогическим стажем можно горы свернуть. Главное, искренне верить в себя и в своих учеников! Чем не ориентир для тех, кто только присматривается к учительской профессии?
Однако вернемся от столь позитивных частных примеров к общей ситуации с кадрами в нашем образовании, которая, судя по всему, медленно, но верно выправляется. По данным, которые озвучила на недавней коллегии профильного ведомства министр образования и молодежной политики региона Ольга Щетинкина, последние пять лет сохраняется тенденция увеличения количества молодых педагогов, пришедших работать в школы области в год окончания вуза или колледжа.
– В последние два года в общеобразовательные организации региона трудоустроилось в среднем на 30% больше (выпускников вузов и колледжей, – прим. РВ), чем приходило ежегодно за последнее десятилетие, – отметила министр.
Привлечению молодых педагогов, по ее словам, во многом способствует программа «Земский учитель». Благодаря этой мере в 2020 году 33 учителя пришли на работу в школы малых городов и сел области, получив при этом единовременную компенсационную выплату в один миллион рублей. Педагоги оказались именно там, где более всего в них нуждались. Немаловажно и то, что больше половины трудоустроенных по программе «Земский учитель» – молодые специалисты в возрасте до 35 лет. Об одном из таких учителей – педагоге Спасской гимназии, молодом многодетном отце Дмитрии Соловьеве – «Рязанские ведомости» писали в сентябре прошлого года.
Тот факт, что в первый год реализации программы «Земский учитель» удалось закрыть все вакансии, определенные в ее рамках в нашем регионе, говорит о том, что новая мера стимулирования действительно работает и помогает пополнить ряды сельских педагогов. В нынешнем учебном году вакансий в школах Рязанской области по этой программе не предусмотрено, однако в следующем – «Земский учитель» снова запустят в работу.
Правда, рассчитывать только лишь на «Земского учителя» как инструмент решения кадровой проблемы не стоит. И все это прекрасно понимают. Программа не закрывает все вакансии, и ориентирована она, главным образом, на сельскую местность. То есть это своего рода «спасательный круг», а действовать нужно комплексно, и, что важно, заблаговременно.
Так делают в Рязанском госуниверситете имени С.А. Есенина, где с 2018 года реализуется проект «Муниципальные стажировки». Это практико-ориентированные выезды студентов третьего и четвертого курсов, обучающихся на педагогических направлениях, в районы области, знакомство с их руководством, социальной сферой, местным педагогическим сообществом. Муниципальные стажировки не подменяют собой традиционную пед­практику, а скорее, дополняют и расширяют ее, позволяют студентам заранее присмотреть себе конкретное место работы. Из-за пандемии выезды в рамках муниципальных стажировок были приостановлены, но в управлении учебно-воспитательной работы вуза готовы вернуться к реализации проекта, как только позволит эпидемиологическая обстановка.
Между тем на местах понимают, что устранение кадрового дефицита – это забота и муниципалитета. Поэтому исходя из имеющихся возможностей и потребностей, берут ситуацию в свои руки. В Пителинском районе, например, будущих педагогов начинают готовить уже со школьной скамьи. Причем речь идет не о единичных профориентационных акциях, а о системной работе. Так, с начала этого года на базе местного дома детского творчества работает объединение дополнительного образования «Педагогический класс». Набрали старшеклассников, заинтересовавшихся учительской профессией, привлекли педагога-куратора, который будет их вести на протяжении двух лет, заключили соглашение с профильным вузом – РГУ имени С.А. Есенина – о взаимодействии.
По словам начальника районного отдела образования Риммы Беловой, проект задуман, чтобы расширить представление ребят о педагогической профессии, познакомить их с лучшими учительскими практиками, помочь выпускникам сделать осознанный профессиональный выбор, чтобы в итоге они вернулись работать к себе в район.
– Это дети, которые настроены достаточно серьезно. Некоторые уже определились с будущей профессией, другим просто интересно с ней поближе познакомиться, – говорит Римма Белова.
Первые занятия уже состоялись. Воспитанники объединения побывали с экскурсией в РГУ, получили консультации на тему поступления в вуз на педагогические направления, с ними провела занятие преподаватель университета. В планах – приглашение с мастер-классами наиболее успешных учителей, посещение открытых уроков лучших педагогов региона. Здесь стоит добавить, что «Педкласс» – это уже второй в районе долгосрочный профориентационный проект. Специализированный агрокласс, где дети знакомятся с основами сельскохозяйственных наук, организован на базе местной школы.
Хочется верить, что для пителинских ребят погружение в педагогику будет интересным и полезным, а для кого-то из них станет и стартом в учительскую профессию. Так, как это произошло у рязанского педагога-географа Ольги Ивляновой, вошедшей в этом году по итогам конкурса «Учитель года» в число 15 лучших учителей России. С азами профессии она познакомилась, когда сама была школьницей и обучалась как раз в педагогическом классе. После такой подготовки сомнений уже не осталось – быть только учителем!


Точка зрения

Ольга Щетинкина, министр образования и молодежной политики Рязанской области:

– Благодаря работе по закреплению молодых специалистов, развитию института наставничества в системе образования наметилась тенденция повышения доли молодых специалистов. Но этого притока пока недостаточно, чтобы закрыть потребности школ в кадрах, в том числе и потому, что в регионе сохраняется высокая доля педагогов пенсионного возраста, ежегодно увеличивается количество классов.


За последние два года в среднем на 30% больше молодых педагогов трудоустроились в школы региона после окончания вуза или колледжа по сравнению с тем, сколько их приходило ежегодно за последнее десятилетие


Людмила Иванова
Фото из личного архива Татьяны Горбуновой