№90 (6294) от 22 ноября 2024

В Рязани прошёл II Всероссийский конкурс юных гармонистов

В Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества собрались гармонисты от 10 до 17 лет из Москвы, Свердловска, Тулы, Курска, а также Чувашской и Удмуртской Республик. Музыкальное состязание посвятили 75-летию композитора и заслуженного деятеля искусств РФ Евгения Дербенко.

Ваш выход

Три дня соревновались в двух номинациях: соло и ансамбль. Репертуар включал композиции Евгения Дербенко и аранжировки на народные темы. Ребятам удалось получить мастер-класс от экспертного жюри, показать свои таланты и выступить на родине Сергея Есенина.

– Прежде всего смотрим на яркость и эмоциональность исполнения. Зрителя интересует, что музыкант может сказать своей игрой. Учитываем техническую подкованность, чистоту исполнения, мастерство, – объясняет Анатолий Цеп, заведующий отделом музыкального искусства Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова, возглавивший жюри.

О судьбе гармони

Перед началом конкурса успеваем познакомиться с членом жюри Павлом Ухановым. Он старший преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных, официальный представитель фабрики по производству гармоней и президент благотворительного фонда по поддержке народного музыкального искусства. Задаём ему несколько вопросов.

– Расскажите, насколько сегодня популярна гармонь?

П.У. – Достаточно открыть любой видео-хостинг и посмотреть количество просмотров роликов, где люди играют на гармони. Ещё больше вы удивитесь, когда заметите, что играют в основном молодые ребята.

– Но ведь это фольклорный инструмент. Почему он пользуется такой популярностью?

П.У. – Верно, изначально гармошка была фольклорным инструментом. Тогда она модернизировалась под местный фольклор: в каждой области было своё звучание. Тот, кто играл на саратовской гармошке, не мог сходу сыграть на тульской. А сегодня гармонь усовершенствовалась, на ней можно исполнять не только наигрыши, но и современную музыку. Представим, что человек захотел научиться играть, нашел инструмент, открыл видеоуроки и задумался: «А что я хочу сыграть?» Конечно, он выберет свои любимые песни – от поп-музыки до рока. Всё это можно разобрать на гармони.

– Почему конкурс посвящён композитору Евгению Дербенко?

П.У. – Сейчас гармонь переживает второе рождение благодаря Евгению Дербенко, создавшему порядка двух тысяч произведений. Он же разработал программу по обучению игре, сам активно преподаёт.

– Как заработать начинающему гармонисту?

П.У. – Вариантов несколько. Есть люди, которые хотят, чтобы на их свадьбе или юбилее выступил гармонист. Сейчас это уже диковинка, что с одной стороны – плохо, а с другой – конкуренции меньше. Учите 30 песен, делаете фото и размещаете объявление: спрос будет. Можно давать онлайн-уроки. Существует дефицит педагогов, так как статичных роликов с правилами много, но не всем они подходят – люди хотят получить живое занятие по видеосвязи. Более опытные могут организовывать концерты, знакомиться с другими коллективами, даже производствами. К примеру, я подключился к фабрике гармоней.

– Гармонь – дорогой инструмент?

П.У. – Самый бюджетный вариант – 50 тысяч рублей, а люкс – до 500 тысяч. Изготовление гармони дорого, там несколько тысяч мелких деталей. Подержанный инструмент, конечно, можно найти подешевле. Однажды у нас был уникальный заказчик. Он работал лифтёром, зарплата небольшая, но заказал самую лучшую гармошку в рассрочку. Вот что значит любовь к музыке.

– Чем покоряет гармонь?

П.У. – Она обладает специфическим тембром. В сказках все любят каких героев? Тех, кто по-доброму немного хулиганит. Есенин тоже, с одной стороны, бунтарь, а с другой – ребёнок. Так и гармошка. У Сергея Александровича, кстати, очень много произведений про гармонь – он её особенно любил.


Итоги конкурса

Лауреаты I степени:

Павел Осьминин – Курский музыкальный колледж им. Г.В. Свиридова.

Иван Перов – город Москва.

Максим Апалькин – Детская музыкальная школа №1 им. Л.Н. Толстого Щёкинского района Тульской области.

Вадим Гаврилов – Детская школа искусств Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Лауреаты II степени:

Владимир Шопин, Владимир Долженков, Даниил Долженков – Курский музыкальный колледж им. Г.В. Свиридова.

Диана Фомина – Детская школа искусств № 2 города Ельца Липецкой области.

Николай Дьяков – Тульский колледж искусств им. А.С. Даргомыжского.

Андреев Петр – Чебоксарская детская школа искусств №1 Чувашской Республики.

Лауреаты III степени:

Матвей Дюкарев, Ярослав Матюхин, ансамбль гармонистов «Елецкие хромки» – Детская школа искусств №1 города Ельца Липецкой области.

Елисей Полухин – Детская музыкальная школа №1 им. Л.Н. Толстого Щёкинского района Тульской области.

Иван Михайлов и ансамбль «Удалые молодцы» – Зареченская детская музыкальная школа города Скопина Рязанской области.

Максим Андреев – Завьяловская детская школа искусств Удмуртской Республики.

Егор Быков – Бичурский Дом детского творчества» Республики Бурятия.

Семейный дуэт гармонистов Савелий и Иван Брусницины – Алапаевская детская школа искусств им. П.И. Чайковского Свердловской области.

Дуэт Даниил Долженков, Павел Осьминин – Курский музыкальный колледж им. Г.В. Свиридова.

Дуэт Петр Андреев, Владислав Емельянов – Чебоксарская детская школа искусств Чувашской Республики.

Дипломант I степени:

Егор Гуреев – Детская школа искусств №1 города Ельца Липецкой области.

Дипломант II степени:

Иван Дьяков – Тульский колледж искусств им. А.С. Даргомыжского.


Арина Тимохина
Фото автора


Самое читаемое