Анна Александрова

№3 (5908) от 20 января 2021

21 января в России отмечается День аспиранта

Сегодня молодежь идет учиться в институты, академии, университеты не только для того, чтобы получить хорошую профессиональную подготовку и быть востребованной на рынке труда. Многие заранее, еще со школьной скамьи, знают, что им захочется познавать мир постоянно, открывать что-то новое, внести свой вклад в науку. Одни хотят стать исследователями, другие – преподавателями. Ключ к такому пути в жизни – аспирантура. В нее отбирают самых ответственных, пытливых, перспективно мыслящих, а затем обучают всему, что должен знать исследователь – будущая кадровая опора высшей школы.

В Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина для тех, кому мало знаний бакалавриата и магистратуры, открыты направления подготовки в аспирантуре как по естественнонаучным, так и по многим гуманитарным дисциплинам.

Анна Александрова осуществила свою мечту и полгода назад поступила в аспирантуру. Она всегда старалась достичь высот в выбранной профессии и приложила немало усилий, чтобы набрать практические знания и дополнить ими усвоенную теорию.

– Я окончила магистратуру по социологии с профилем «Социология культуры», сейчас я аспирант по направлению «Культурология». Мне интересна культура во всех ее проявлениях: в быту, в воспитании, в общении, в искусстве, в досуге. Я два года руковожу отделом внеучебной и социальной работы управления учебно-воспитательной работы РГУ. Общаюсь со студентами, которым из-за жизненных обстоятельств трудно быстро адаптироваться в социокультурной среде университета. В основном, они из числа детей-сирот, а также с ограниченными возможностями здоровья. Моя задача – сделать так, чтобы они полностью раскрыли свой потенциал, восприняли университетские культуру и дух, использовали все возможности, которые предоставляет вуз, начали сами проявлять инициативу в учебе, науке, внеучебной деятельности, – рассказывает Анна.

Работа в университете предполагает постоянное развитие и повышение квалификации. Анна прекрасно это знает, и ее деятельность, а теперь и учеба в аспирантуре способствуют этому. Она хорошо разбирается в разных областях знаний, и это помогает ей в организации внеучебных мероприятий для студентов. Духовно-нравственное воспитание, профилактика асоциального поведения, добровольчество, социальное проектирование и многое другое – сфера работы Анны. Результатом стали несколько осуществленных проектов. К примеру, участие студентов с ограниченными возможностями здоровья в общероссийском конкурсе профмастерства «Профессиональное завтра». С самого начала пандемии волонтеры РГУ активно включились в акцию «Мы вместе», направленную на помощь людям, оказавшимся на самоизоляции. Несколько активных студентов получили за свой труд президентскую награду.

Сейчас принципы работы аспирантуры меняются. Основной критерий – качество и полезность исследовательской работы аспирантов.

– Изменения, принятые на федеральном уровне, вступят в силу только в сентябре, сейчас готовятся документы. Но уже ясно, что они коснутся структуры подготовки, права аспирантов в полном объеме сохранятся. Это и отсрочка от армии, и возможность учебного отпуска для заочников, и стипендия для аспирантов очной бюджетной формы обучения. А вот финалом успешного обучения в аспирантуре больше не будет государственная итоговая аттестация, которая включала в себя госэкзамен и научный доклад о результатах диссертации.

Для аспирантов, которые будут обучаться по новым правилам, вводится оценка диссертации на соискание ученой степени кандидата наук как метод итоговой аттестации. Будут оценивать соответствие диссертации законодательным требованиям и главному критерию – можно ли с ней выходить в диссертационный совет, чтобы достойно защитить свой первый большой научный труд. Окончившим обучение в аспирантуре вместо диплома будут вручаться соответствующее свидетельство и заключение о соответствии диссертации критериям, установленным в соответствии с федеральным законодательством, – рассказывает начальник отдела аспирантуры и докторантуры управления научно-инновационной деятельности РГУ, кандидат физико-математических наук Юлия Горбунова.

Если сейчас аспирантов готовят по выбранным направлениям подготовки, как и в двух «младших» степенях – бакалавриате и магистратуре, то скоро начнется обучение по научным специальностям, что больше отвечает духу системы аттестации научных кадров.

Вводится и новое понятие – сопровождение аспирантов, сдавших все экзамены и готовящихся к защите. Такая «опека» будет заканчиваться только после присвоения молодому ученому степени кандидата наук.

Аспирантура не единственный путь к тому, чтобы стать ученым или преподавателем высшей школы. При определенных обстоятельствах можно сначала стать исследователем, а уже потом написать диссертацию. Еще один вариант, которым пользуются многие, – соискательство, когда диссертация под патронажем научного руководителя создается без дополнительного обучения. Но подобный путь не дает того, что получает человек, обучаясь в аспирантуре.

Не зря она считается третьей ступенью высшего образования. Те, кто ее осилил, значительно повышают свой статус в глазах потенциальных работодателей. В аспирантуре не только обучают предметам по профилю, но и дают педагогическую подготовку.

Юлия Горбунова

– Около трети всех наших аспирантов – это люди в возрасте от сорока лет и старше, то есть они пришли учиться осознанно. Многие имеют богатый опыт в своей специальности, большое количество самостоятельно проведенных исследований и информацию из соседних областей знания, которую можно эффективно использовать, – говорит Юлия Горбунова.

Деятельность учащихся третьей ступени высшего образования пластична и разнообразна. Они могут помогать профессуре, работать ассистентами на кафедрах. Часты случаи, когда лучшие выпускники магистратуры поступают в аспирантуру одного из столичных вузов, а затем новоиспеченными кандидатами наук возвращаются в Рязань, привозят передовые подходы к исследованиям и преподаванию.

Руководство университета каждый год вводит небольшие изменения в практику обучения аспирантов, чтобы дать им дополнительные возможности в соответствии с требованиями времени.

В свете проводимых реформ высшей школы идет постоянная дискуссия о том, как мотивировать учащихся и их наставников, проводятся изыскания на эту тему. В конечном итоге каждый конкретный вуз решает, как лучше поддержать своих аспирантов.

Конкурс в аспирантуру РГУ есть на все направления, а это значит, что наука по-прежнему сохраняет свой престиж и попасть в аспирантуру мечтают именно трудолюбивые люди, которым интересно пройти все испытания, проверить себя и достичь новых высот познания.

Михаил Скрипников (текст)
Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое