№10 (5915) от 12 февраля 2021

2021 год стал Годом науки и технологий, что предполагает особое внимание общества к наукам – естественным и техническим, а технологиям – современным и устремленным в будущее. Но есть ведь еще и науки гуманитарного цикла, а среди них – история, призванная изучать исключительно прошлое, прошедшее время. Как она чувствует себя в Год науки и технологий? Как вообще историческая наука вписывается в современный технологический, и в частности цифровой, уклад. Об этом мы беседуем с доктором исторических наук, профессором, заведующим кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Александром Федоровичем АГАРЕВЫМ.

Р.В. – Александр Федорович, чем живет историческая наука и ваша кафедра в университете в Год науки и технологий?

А.А. – Обычной своей университетской жизнью – учебной и исследовательской работой, правда, с поправкой на условия пандемии коронавируса. Работу свою, тем не менее, мы не прекращали – ни учебную, ни исследовательскую. В канун празднования 75-летия Великой Победы в университете в режиме онлайн прошел научно-практический круглый стол, посвященный этой незабываемой странице отечественной истории, участниками которого стали ученые-историки университета, исследователи, которые занимаются темой Великой Отечественной войны и Великой Победы. Они продолжают свою работу и сейчас, после юбилея, накануне другой памятной для всего нашего народа даты – 80-летия со дня начала Великой Отечественной войны.

Р.В. – Но ведь эта тема – Второй мировой, Великой Отечественной войны – значимая, но не единственная, которой занимаются ученые и молодые исследователи-историки на вашей кафедре? О каких еще направлениях работы вам хотелось бы рассказать?

А.А. – Должен отметить, что в последние годы на нашей кафедре соискателями и аспирантами подготовлены диссертации, темы которых отличаются разнообразием, охватывают разные периоды истории России – от административных реформ Екатерины Второй до трудовой миграции в Рязанской области в конце XX – начале XXI века. Кредитная кооперация и развитие банковской сферы, взаимоотношения власти и прессы, развитие социокультурной городской среды – все это темы, ставшие актуальными в последние десятилетия и существенно дополнившие наши представления об историческом процессе.
Мы продолжаем начатую исследовательскую работу по актуальным направлениям науки и образования. Интересно то, что в последние годы исследователи все пристальнее всматриваются в явления и события минувшего столетия: темой продолжающихся исследований стали государственно-церковные отношения и деятельность образовательных учреждений, повседневная жизнь в новом городском районе и проблемы формирования городской среды. Время быстротечно, и предметом исторического исследования наших аспирантов стали уже события, происходившие в нашей стране и области после 1991 года. Это становление местного самоуправления в современной России и социально-экономическое развитие городских поселений, становление законодательной власти в регионе в постсоветский период.
Возьму на себя смелость и ответственность заявить, что в нашем университете создана своеобразная, вполне самостоятельная научная школа, сосредоточившая свое внимание на изучении места и роли рязанского края в историческом пространстве нашего Отечества. Я бы назвал эту тему так: «Рязанский край в истории России». Научная школа объединяет признанных специалистов, ведущих ученых университета, докторов наук Юрия Вениаминовича Гераськина, Елену Анатольевну Кирьянову, Александра Станиславовича Соколова, вашего покорного слугу, кандидатов исторических наук – Юлию Борисовну Будкину, Валерия Павловича Курышкина, Ольгу Владимировну Плеханову, Андрея Евгеньевича Плеханова, нашего патриарха, уважаемого Леонида Васильевича Чекурина. О вкладе каждого из названных мною коллег в изучение истории родного края можно рассказывать отдельно. Но все вместе сотрудники кафедры внесли неоценимый вклад в подготовку специалистов по программе подготовки кадров высшей квалификации, осуществление научных проектов, направленных на углубление наших знаний по обозначенной выше теме. При участии представителей научной школы по данному направлению в последние годы защищен ряд диссертаций, подготовлено и издано почти два десятка монографий. Среди них – такие, которые открывают новые, малоизвестные страницы истории недавнего прошлого, подробности биографий наших земляков – маршала С. Бирюзова, А. Завенягина, А. Прошлякова.

Р.В. – Александр Федорович, скажите, как удается продолжать исследовательскую работу в условиях пандемии и связанных с ней ограничений?

А.А. – Настоящий исследователь, профессионал всегда найдет способ продолжить работу в любых условиях. В нашем университете было решено сохранить смешанную систему работы, такой формат обучения, при котором удается совмещать работу в аудиториях с общением в удаленном режиме. С таким форматом вполне успешно освоились и студенты, и преподаватели. Более того, мы планируем проводить встречи наших аспирантов с широкой аудиторией, на которых они расскажут о своих исследованиях. А рассказать есть о чем. Например, сегодня как никогда актуальна тема охраны памятников истории и культуры. Она постоянно на слуху, к ней обращаются средства массовой информации. Наша исследовательница В. Мельникова готовит работу, в которой анализирует деятельность органов власти и общественных организаций по этому направлению в советский период. Промышленному развитию Рязанской области в 50–60-е годы прошлого века посвятил свое исследование А. Меркулов. А мы с вами знаем, что это было время истинной «промышленной революции» на рязанской земле. Многие из построенных тогда предприятий работают и сейчас, но многие мы утратили. Тем более интересно исследовать подробности и контекст тех событий. А недавние годы экономических реформ и политических преобразований нашего общества, ставшие уже историей! Наши молодые исследователи с интересом берутся за анализ недавно прошедшего, чтобы извлечь уроки не столько для себя, сколько для общества, страны, новых поколений.
Понятно, что сейчас невозможно выступление исследователей с докладами перед широкой аудиторией, но почему бы нам не организовать такие выступления и обмен мнениями по ним в режиме видеоконференцсвязи? Почему не организовать в таком же удаленном режиме популярные лекции по разным темам, серии вопросов и ответов? Мы не только думаем об этом, но и готовы этим заняться. Тем более что работа в удаленном режиме многому нас научила, позволила по-новому организовать наработанный материал, снабдить его понятным видеоконтентом.

Р.В. – У вас есть конкретные планы такого рода работы?

А.А. – У нас уже запланирован коллоквиум со студентами-историками по теме «Видные государственные и военные деятели – Александр Невский, Дмитрий Донской и Олег Рязанский на защите русских земель и национальных интересов» с активным участием ученых кафедры. Разговор может и должен получиться интересным. Тем более что в этом году мы отмечаем 800-летие князя Александра Невского, а имена Дмитрия Донского и Олега Рязанского тесно и неразрывно связаны с рязанской землей.
Но это лишь один пример, а работу такого рода можно было бы масштабировать, используя все возможности цифровых технологий. Думается, уместной и полезной была бы организация научных мероприятий различного уровня – имеются в виду конференции, круглые столы, симпозиумы, секции по тематическим направлениям исследований наших ученых. Они, как вы можете убедиться, весьма разнообразны.

Р.В. – А имеет ли наш университет технические возможности, чтобы обеспечить новые формы профессионального общения?

А.А. – Без сомнения, имеет. Наши аудитории сегодня снабжены соответствующей техникой. Именно благодаря этому мы и смогли работать со студентами и аспирантами в минувшем году. Конечно, пределов совершенству нет, и нам есть куда развиваться, в каком направлении двигаться. Но сегодня у большинства из нас есть смартфон, который способен обеспечить качественную связь на любом расстоянии. Вы знаете, главное – мы за время пандемии убедились, что можно это делать, и готовы развивать, расширять свои цифровые возможности. Хотелось бы, чтобы это услышали, поняли, подхватили в других аудиториях – школах, библиотеках, музеях и в кабинетах, где принимаются решения. Мы открыты для общения.

Р.В. – Остается надеяться на то, что большинство ваших замыслов осуществится, а наработанный в условиях пандемии опыт найдет достойное применение.

Ирина Сизова

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое