Как построить дом идей


202

Нужен ли Рязани креативный кластер? Обсуждаем с представителями московского дизайн-квартала «Флакон»

Любое удачное дело начинается с совместной работы. А для предпринимателей поддержка благих начинаний общества – путь к созданию уникального дела и весомый вклад в развитие родного города. Рецепты создания пространств для успешного бизнеса, самовыражения и общения знают в дизайн-квартале «Флакон».

Столичный проект, возникший в 2009 году на месте хрустально-стеклянного завода, сейчас разросся до комплекса пространств в Москве и за ее пределами. Команда «Флакона» уже открыла несколько креативных пространств по всей России и теперь предлагает Рязани создать такое же. На призыв московских гостей откликнулись десятки рязанцев, которым есть что обсудить и предложить по теме. Вот о чем шла речь на их встрече…

Как «Флакон» пришел к успеху?

Об истории и современности проекта рассказывали генеральный директор «Флакон Франшиза» (региональная программа дизайн-квартала «Флакон»), основатель культурного пространства «Каменка» Михаил Егошин и директор по регионам «Флакон Франшиза» Павел Вислов. Когда-то, по их словам, новые собственники хотели открыть в стенах завода «красивый торговый центр с эскалаторами», но после кризиса 2008 года решили отдать помещения под креативный кластер. И не прогадали: на данный момент это общественное пространство считается одним из лучших в Москве. В его корпусах на Большой Новодмитровской проходят выставки, квесты, мастер-классы, лектории, музыкальные и кинофестивали и другие события. Также «Флакон» вмещает массу мастерских, студий, агентств, где творческие люди могут создавать свой продукт и продавать его на месте.
Все это располагается в зданиях определенного типа: как пояснил Михаил Егошин, недвижимость делится на классы от А до F. Высшую маркировку имеют новые жилые строения высокого качества, а низшую – уже невостребованные промышленные и иные здания. Жизнь в эти стены помогает вернуть соединение бизнеса и творчества, а также возможность для горожан свободно воплощать свои идеи. Сейчас, помимо комплекса на Большой Новодмитровской, во «Флакон» входят пространство «Хлебозавод» и ремесленный квартал «Вернисаж» в столице, загородная творческая резиденция «Деревня» и отделение в Олимпийской деревне комплекса Роза Хутор.


Каковы примеры арт-кластеров в регионах?

•Центр современного искусства «Винзавод» (Москва). Создан на месте комбината виноградных и десертных вин в 2007 году. Пространство объединяет Фонд поддержки современного искусства, галереи, мастерские, образовательные центры, шоу-румы и магазины.
•Лофт-проект «Этажи» (Санкт-Петербург). Открылись в здании хлебокомбината в 2007 году. На пяти этажах работают редакции, мастерские, галереи, создаются бизнес-стартапы, проводятся культурные события.
•Культурное пространство «Каменка» (Красноярск). Создано на месте бывшего дома культуры «Сибтяжмаш» в 2013 году. Объединяет бизнес-инкубатор с мастерскими, где сотрудникам предоставляют льготные условия, и место проведения выставок и праздников.


Что помогает и что мешает созданию креативного кластера?

– За годы нашей работы в регионах мы поняли, что существует так называемый «институциональный замок» – замкнутый круг причин, по которым разные социальные группы не начинают действовать, – отметил Михаил Егошин. – Частные собственники и власть испытывают кризис доверия к активистам. Креативные предприниматели и инициативные горожане переезжают туда, где уже есть условия для работы и развитая культурная среда. Но если в городе начинают работать над арт-пространством сообща и преодолевают барьеры недоверия, получается отличный результат. Например, «Каменка» создавалась при нашем содействии, но это муниципальный проект! В его развитие было вложено 120 млн рублей, и все, что там сделано, – результат труда городских активистов. В итоге преобразился весь Красноярск, который имеет пространство, интересное и доступное для всех.
И такие места нужны повсюду. Сейчас даже в торговый центр приходят провести время, людям хочется общения и досуга. Собственники часто недоумевают: зачем «создавать атмосферу», если это ничего не продает? Но именно этот дух притягивает.

А что дальше?

Сейчас представители региональной программы дизайн-завода «Флакон» ведут переговоры с собственниками нескольких зданий Рязани. Лучшее место выберут сами горожане, готовые развивать креативное пространство города. К участию приглашаются бизнесмены, представители общественных организаций и молодежных объединений, творческие люди со своими проектами. Необходимо оставить заявку на сайте и написать, что именно вы хотели бы делать для пространства. Когда активная команда соберется, представители «Флакон Франшизы» проведут для нее экскурсии по предлагаемым помещениям. Так общим трудом в Рязани может появиться место, которое объединит людей разных поколений и интересов. Ведь каждому человеку, творческому или не очень, нужен хороший круг общения и площадка для самовыражения.


Что думают рязанцы?

Вячеслав Фетисов, владелец кото-кафе «ЛофтКот»:
– Это интересная идея, но хочется понять, на каких условиях бизнесмены будут участвовать в проектировании пространства и реализовывать свои идеи. Предпринимателей в Рязани много, и каждому хочется сохранить свое лицо.

Алексей, предприниматель:
– Я переехал в Рязань из Екатеринбурга около года назад. Очень люблю город, но считаю, что он не способен развить такой большой проект. Например, сейчас я хочу сдать веранду площадью 250 м2 под общепит. Даже предлагаю бесплатно – и знаете, сколько желающих? Ноль. Мне тяжело не вести бизнес, а делать его демократичным. Предлагаю вам бесплатно взять у меня эту площадь и попробовать продвинуть ее! (Аплодисменты.) Но вообще вы правы: в местный бизнес нужно вкладываться. Спасибо «Флакону» за это предложение.

Член регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников, истории
и культуры (не представился):
– Необходимо, чтобы замысел поддержали и городские власти. Мы уже предлагали открыть что-то подобное, скажем, на Новослободской. Но в администрации города нам ответили, что на этом месте сделают парковку.

Светлана Тябут, председатель Рязанской областной палаты в сфере услуг и ремесел:
– Креативный бизнес в Рязани жив, но ему очень трудно. На это влияет и близость Москвы: многие проекты уходят туда. Да, город растет, есть много молодежных сообществ, но нет единой площадки, где они будут представлять свои интересы. Поэтому креативный кластер, безусловно, нужен.


Татьяна Клемешева
Фото автора и дизайн-завода «Флакон»