№39 (5944) от 28 мая 2021
Константин Боклевский умел добиваться успеха.
Он был сыном известного в России художника, нашего земляка Петра Михайловича Боклевского, и с детства рисовал, лепил скульптуры. Если бы знал он, как необходимо будет это умение видеть контуры, придавать форму в его будущей профессии кораблестроителя. Ведь ему довелось заниматься тем, что называется «архитектура корабля».
В 1884 году Константин Боклевский, родившийся в мае 1862 года в Скопинском уезде Рязанской губернии, окончил Кронштадтское техническое училище Морского ведомства, затем – кораблестроительное отделение Николаевской морской академии. Еще студентом он проходил практику на Балтийском заводе – строил крейсеры, броненосцы и канонерки. А получив профессию корабела, был направлен с Балтийского моря на Черное – в порт Николаев – занимался ремонтом и постройкой военных и коммерческих судов. Константин Петрович приобрел огромный профессиональный опыт, был хорошо известен как инженер-кораблестроитель, награжден четырьмя орденами Российской империи.
На рубеже веков Боклевский изучает систему кораблестроительного образования во Франции и Англии, наблюдает за постройкой на верфях Тулона крейсера «Боян» и броненосца «Цесаревич».
Именно в эти годы, побывав в крупнейших морских державах, Боклевский понимает, насколько важно для России иметь собственный морской регистр – государственный технический надзор в области морского судостроения и мореплавания, орган классификации морских судов. Константин Петрович добивался создания общества «Русский регистр», чтобы освободить наше торговое судостроение от иностранной опеки. И добился, возглавив его технический совет. Не случайно несколько лет назад именно Российский морской регистр судоходства в год своего 100-летия провел на Богословском кладбище Санкт-Петербурга работы по восстановлению памятника и благоустройству места захоронения К.П. Боклевского. Они помнят его как инициатора создания организации.
Боклевский выступил в свое время с инициативой о создании в Петербургском политехническом институте кораблестроительного отделения, первого в России. Он стал его первым деканом, оставаясь им и после революции 1917 года. Революция многое изменила в жизни Константина Петровича: разделилась семья, два сына оказались за границей, но Боклевский продолжал жить и работать в Ленинграде, лишь в 1923 году оставив должность декана. Он продолжал преподавать и проектировать суда. Академик А.Н. Крылов писал о Боклевском: «Он был защитником, советником и покровителем для студентов кораблестроительного факультета, нередко помогал им и даже вносил плату за студентов, скромно об этом не упоминая».
Морской регистр и кораблестроительный факультет считались и считаются высшими достижениями кораблестроителя Константина Боклевского. Но его активное участие в создании кораблей русского и советского флота, его проекты катеров, крейсеров, миноносцев и морских разведчиков, единственных в своем роде, оставляют за ним высокое звание строителя кораблей, созданных с вдохновением художника.
Ирина Сизова