№88 (6192) от 17 ноября 2023

Сборник рассказов избавляет от фрустрации: в нем не одна история, а например, десять. И можно десять раз закрыть книгу без напряжения и тоски

В последнее время именно сборники рассказов набирают всё большую популярность. То ли мы разучились читать полновесные романы и повести, то ли больше стали ценить короткие формы, благодаря которым уже через пару остановок получаем и полноценный заряд дофамина, и законченную историю.

Быт и разочарования нынешних тридцатилетних

Вот и сборник Марго Гритт «Вторжение» (18+), в прошлом году ставший финалистом «Лицея» и отмеченный в номинации Rideró «Выбор книжных блогеров», вышел отдельной книгой в «Альпине. Проза». Его тема – мечты и реальность современных тридцатилетних, взросление которых пришлось на эпоху до интернета.
Гритт описывает узнаваемый быт 1990-х и 2000-х, и во главе угла этого быта стоит телевизор. Завораживающее сияние экрана, музыкальные клипы на MTV, американские сериалы, «Криминальное чтиво» – то, на чём выросло поколение. И то, что ну никак не вписывалось в разруху и нищету постсоветской реальности, то, что фрустрировало, вызывало тяжелое непонимание и одновременно учило чувствовать, жить и мечтать как-то по-другому. Не так, как мама, продавщица из рыбного отдела или подруга, вышедшая замуж за одноклассника.
В аннотации к книге героев «Вторжения» характеризует и объединяет то, что они столкнулись с реальной жизнью и, не выдержав её напора, ушли в мир фантазии. Но для тех, кто решит вчитаться в эти короткие истории вдумчиво, станет ясно, что герои рассказов не прячутся от столкновения с реальностью в фантазийном мире. Они в силу своего эмоционального опыта, воспитанного телевидением 2000-х, пусть ничего не строят и не меняют мир, зато отчаянно страдают и любят.

Истории про хрупких людей, чей мир рухнул, удивительно точно передают картину восприятия действительности современным поколением. Это книга о вторжении в человеческую жизнь других людей или каких-то событий и тех последствиях, к которым эти вторжения приводят

Нетривиальный сборник «малой прозы»

Слово-тянитолкай «сестромам» пошло гулять по Рунету в 2014 году, когда одноимённая пьеса Евгении Некрасовой была выдвинута на конкурс молодой драматургии «Любимовка». Через год рассказ, на котором основана пьеса, был опубликован в журнале «Знамя». На чём история могла бы и закончиться, но случился в 2018-м роман «Калечина-Малечина», вошедший в шорт-листы премий «НОС», «Национальный бестселлер» и «Большая книга». А потому издатели моментально вернулись к книге «Сестромам. О тех, кто будет маяться» (18+). Мало того, сборник с большим подъёмом встретила и пресса, обычно тоже предпочитающая романы. Критики, обозреватели и читатели начали сравнивать стиль Некрасовой со стилем Алексея Ремизова, Андрея Платонова и Павла Пепперштейна, отмечая атмосферу обыденного ужаса, пронизывающую тексты от начала до конца.
В любом случае каждый, кто возьмёт в руки этот сборник, получит необычный опыт чтения. Как отметила прозаик, автор телеграм-канала «Опыты чтения» Мария Закрученко, проза Евгении Некрасовой – это особый сплав фольклора с языком современности, сюжеты – жизненная правда, смешанная с чудесами. «Такого спокойного голоса, не забывающего о своих корнях, не хватало современной русской литературе».

Книгу рассказов «Сестромам. О тех, кто будет маяться» населяют люди, животные и мифические существа. Четыре кольца охраняют Москву, да не всегда спасают. Старуха превращается в молодую женщину, да не надолго. В повседневность здесь неизменно вмешивается сказ, а заговоры и прибаутки легко соседствуют с лондонскими диалектами

Очень искренняя проза

Сборник «Тоска по окраинам» (18+) молодой талантливой писательницы Анастасии Сопиковой продолжает серию «Роман поколения» и состоит из пяти новелл: «Не успеешь оглянуться», «Золотая лихорадка», «Друг Джонатан», «Трактир Тенардье» и «Тифлис». Это пять историй из жизни героини, пять эпизодов инициации из девочки в подростка, в совсем юную девушку, в молодую женщину и почти-бывшую-жену. Она прячется за новыми именами, новой внешностью, новыми целями. Но каждый раз её ожидания разбиваются о реальность.
В сборнике есть место для всего: любви, ненависти, жестокости, нежности… Но больше всего – для тоски, яркой, пронзительной, острой, выворачивающей душу наизнанку. Тоски в том числе по ненавистной прежде окраине, родному дому и детству.


5 причин прочитать:

Продолжение серии «Роман поколения» – ещё один взгляд изнутри, репортаж о тридцатилетних из первых рук. Кто они – новые молодые? Одинаково взрослевшие, так по-разному счастливые и несчастные.

Отлично передана атмосфера времени. Каждая новелла – срез маленькой эпохи: поздние девяностые, нулевые, десятые с их безошибочно узнаваемыми приметами и деталями.

Книга памяти: оглянувшись назад, что ты увидишь?.. Первая любовь, первые разочарования, первые победы и поражения. Вехи и узловые моменты, которые нас изменили, ключевые эпизоды, которые определили нас.

Истории Анастасии Сопиковой – живые и яркие. Каждая из них непохожа на другую, каждая – со своим языком и стилем, тональностью, атмосферой.

«И никакого розового детства», и никакой ванили – в этих текстах лишь точно взвешенная злость, холодный острый ум, язвительная усмешка того, кто учится вновь и вновь подниматься после падения. Того, кто научился.


С рассказами, переживающими ренессанс,
предлагает познакомиться Екатерина Детушева