Дети знакомятся с музейными экспозициями Рязанского кремля 15 апреля 2021 г. Фото Димитрия Соколова

Благодаря им рязанцы знают, как менялся исторический центр города.

Рязанский кремль, пожалуй, самое притягательное место областного центра. Отсюда начинался Переяславль-Рязанский, превратившийся в современный город с численностью населения 539 тыс. человек. В кремле уютно в любую погоду. Сейчас по дорожкам и газонам бегают дети, облепили чугунные пушки возле Певческого корпуса и с азартом фотографируются. Курсанты на лавочках доедают мороженое, и до меня доносится реплика: «Он скоро переедет». Это они о музее, который готовится покинуть обжитые стены и переехать в специально возведенное здание на улице Соборной.

Ровно век отвела история этому этапу жизни музея. С 1922 года он находится на территории древнего Переяславля-Рязанского. «Что только не случалось в его судьбе за это время, – рассказывает Елена Чумичева, хранитель фонда фотодокументов РИАМЗ. С ней мы встречаемся возле Дворца Олега. – В 1920-е в Кремле с лозунгами и транспарантами хоронили героев революции, в 1930-е ремонтировали трактора. Потом здесь размещались общежитие для военных, техникум, художественный музей… К набережной Трубежа причаливали баржи и пароходы. А в Первую мировую возле Христорождественского собора останавливался царский автомобильный кортеж. Бывали и периоды затишья, запустения, когда древний центр превращался в заброшенную окраину города и у парадных ступеней Успенского собора пасся домашний скот».
Эти образы прошлого можно воссоздать в своем воображении, но у Елены Владимировны есть предложение получше: увидеть старинные сюжеты на фотографиях. РИАМЗ готовит к выпуску альбом-каталог «Рязанский кремль», который станет продолжением книги «Рязань в фотографиях», изданной в 2012 году. Мы поднимаемся в хранилище, чтобы посмотреть несколько снимков из тех 600 изображений памятников кремля, которые отобраны для публикации музеем-заповедником и ГАРО. Самый старый снимок, хранящийся в фондах, датирован началом 1860-х годов. «А вообще регулярная фотолетопись началась примерно с 1880–1890 годов, когда открылся музей Рязанской ученой архивной комиссии. РИАМЗ считает себя его преемником. Съемками археологических раскопок и архитектурных памятников в то время занимался известный рязанский фотохудожник Владимир Николаевич Либович», – продолжает Елена Чумичева.
Самым пасмурным и ненастным временем для кремля стали 30-е годы прошлого века, когда охрана исторического наследия отошла на задний план, и музеи сосредоточились на идеологической работе. Рядом с соборами появляются памятники Сталину, в разных местах было установлено три скульптуры советского генералиссимуса. Почти на 20 лет прерывается съемка памятников и жизни кремля. К подобной фотофиксации приступят лишь после войны, и мы увидим на этих снимках сильно обветшавшие постройки. Тогда же начинается постепенный процесс реставрации, набравший обороты в 1950-х и достигший кульминации уже с наступлением нового тысячелетия. Музею повезло, что в его штате в 1950–1970-х работал потомственный рязанский фотограф Владимир Николаевич Саввов, не поленившийся снять практически весь город той поры. Заведующая сектором отдела истории музея-заповедника Ирина Гасановна Кусова, подключившаяся к нашему разговору, рассказывает, какое большое значение со временем прибрела для исследователей каждая деталь на фотографиях. К примеру, снимал фотограф посадку сои в архиерейском саду, и в объектив попала каменная ограда. Сейчас от нее даже фундамента не сохранилось. Оказывается, сад был разделен на две части – архиерейскую и монастырскую. Для реставраторов старинные фото нередко служили подробным руководством к действию. Только на них и сохранились утраченные или искаженные поздними перестройками фрагменты зданий.
Семь лет назад, когда сотрудники музея только приступали к составлению альбома-каталога, они не предполагали, что работа уведет их так глубоко в недра архива фотодокументов. Не все удалось уточнить, авторство части снимков не установлено. Но неизвестные фотографы достойны таких же слов благодарности, как и те фотолетописцы, чьи имена значатся сегодня в фондах музея. Это В.А. Срывкин, К. Лэйман, В.Н. Либович, В.Н. Кувшинов, М.И. Савин, С.М. Прокудин-Горский, К. Панков, А.Н. Секирин, М. Заболоцкий, А.С. Ильин, Д.П. Фадеев, Н.С. Смирнов, В.Н. Саввов, Ю.С. Назаров и наши современники – М.С. Теущаков, Е.Н. Каширин, А.Б. Карев, А.Н. Павлушин.
Научные сотрудники расшифровывают старые снимки, а современные фотографы, наоборот, стараются зашифровать натуру. В моду входят конкурсы на самое необычное изображение кремля. Но мы сегодня, не прибегая к ухищрениям, показываем вам кремль не менее фантастический. Таким он был в разное время, почти сто лет назад.

P.S. В следующих выпусках «Фотоувеличения» мы продолжим рассказ о фотографическом наследии РИАМЗ в ознаменование 100-летия пребывания историко-архитектурного музея в Рязанском кремле и накануне приближающейся даты, когда начнется переезд коллекции и судьбы музея и кремля снова разойдутся.

Димитрий Соколов
Фото из архива РИАМЗ