№39 (6343) от 30 мая 2025

Фильм о семье и о преданиях народов России

Картина режиссёра Ивана Соснина «Легенды наших предков» (12+) была представлена в программе «Российские премьеры» Московского кинофестиваля, а в широкий прокат вышла в мае.

***

…Представьте, что вы стали видеть большое сказочное лесное существо, волосатое и рыжее. Оно ходит за вами везде – в метро, на работу, разговаривает и даже попахивает (лесное же). Причем вы один его видите и чувствуете. Что подумаете?.. Правильно.

Такая беда приключилась с главным героем нового фильма Антоном (Александр Яценко). Жил себе екатеринбургский репортёр средних лет, некогда восходящая звезда – «Золотое перо Урала – 2008», победитель конкурса «лучший папа»… А теперь­ – журналист, пишущий, в том числе, рекламные тексты, разведенный одиночка, скучающий по дочери, которую бывшая жена увезла в Москву… Но недавно, в командировке в Удмуртии, повстречал пожилую женщину, протестующую против разработки полезных ископаемых на родной земле. Рассказала она о местной легенде да назвала вдруг Антона новым её хранителем.

С этого дня Нюлэсмурт – удмуртский владыка леса (в этой роли – Антон Кузнецов) и стал преследовать журналиста круглосуточно. Требовал, чтобы тот спас его брата и сестру: их люди-хранители совсем состарились, а вместе с забвением родню ждет гибель. Бедный Антон и МРТ делал, и к психотерапевту обращался, и к бутылке прикладывался… А тут ещё прилетела из столицы дочь-подросток Мира (Александра Бабаскина). Молчит, не разговаривает – обиделась на родителей за развод, сидит в наушниках целыми днями, рисует в альбоме. Да и поведение отца её пугает: тот с воздухом беседует…

***

Нюлэсмурт, молодец, не растерялся и заявил Антону: мол, умею семейные дела улаживать, спасёшь мою семью – спасу твою. И отправилось трио на недорогой машине Антона под песню «Кино» в путь-дорогу. Сначала в Республику Коми, где в речке куковала постаревшая водяная сестрица Шишига – хранительница рек и озёр (Наталья Павленкова). А потом в Ханты-Мансийский округ, где почти отчаялся братец – мансийский великан Нёр-Ойку, хранитель уральских гор (его играет Юрий Колокольников).

Где только не побывали герои: и в коми-пермяцком доме егеря, и на фольклорном празднике манси, посвящённом медведю, и на мансийском плато Мань-Пупыг-Нёр (охраняется ЮНЕСКО), и в доме престарелых, и в больнице. Впрочем, последнее касается только Антона: сам бросился в драку. И это не первое «рукоприкладство» в фильме. Репортёр, пытаясь выведать у стариков-хранителей тайну, поступал по принципу «цель оправдывает средства», обманывая людей, за что и пострадал… Но потом искренне старался исправить ситуацию.

Конечно, в итоге (далее – спойлер!) герой сам наладил отношения с дочкой: Нюлэсмурт схитрил, обещая помочь с семьёй. Мама Лиза (Марьяна Спивак), нашедшая новую любовь, опять забрала Миру в Москву. Но Антон поддержал девочку, вывел из депрессии. И придумал, как продлить жизнь своим невидимым миру попутчикам – чтобы они не зависели только от него. Не стоит ждать чудес, надо стараться самим…

***

Не один персонаж харизматичного Александра Яценко делает этот фильм. Тут прекрасный актерский ансамбль и точное попадание в образ. Нюлэсмурт Антона Кузнецова очень обаятельный, добрый, временами наивный, но иногда язвительный. Шишига Натальи Павленковой стрррашная, но кокетливая, и тоже умеет веселиться. Кстати, в создании образов мифических героев – никаких компьютерных ухищрений: многочасовой ежедневный грим. А в случае Шишиги еще и купание в холодной уральской реке. Только в случае с Нёр-Ойку понадобились компьютерные технологии: он же великан.

«Легенды наших предков» – тот случай, когда запоминаются и исполнители эпизодических ролей. Прагматичного и острого на язык главного редактора сыграл стендап-комик, телеведущий Владимир Маркони. Хранительницу легенды о Нёр-Ойке, больную деменцией, чья комната в доме престарелых наполнена мансийскими артефактами, – якутская актриса Зоя Багынанова. А какие необыкновенные добрые глаза у старика-егеря, который говорит только на коми-языке! Полузабытого дедушку блестяще воплотил на экране Юрий Лопарев. И, конечно, в фильме заняты екатеринбургские актеры. Суровую хранительницу легенды Нюлэсмурта сыграла Татьяна Голубева, четыре роли исполнили представители Театра Коляды: Сергей Фёдоров, Вера Цвиткис, Константин Итунин и сам Николай Коляда – в образе психолога.

***

Тут знатоки могут подумать, что и авторы ленты, наверное, вышли из уральской драматургической школы Николая Коляды, как многие российские сценаристы. Но нет. Главный создатель фильма, 34-летний Иван Соснин, автор идеи, один из авторов сценария и режиссер, никакого профильного образования не имеет. Уроженец Свердловской области, он в 18 лет приехал в Екатеринбург учиться на металлурга. Будучи студентом, начал работать в рекламе: занимался копирайтом, монтировал видеоролики… Диплом так и не получил: уехал на съемки.

А дальше… Соснин вместе с компаньонами убедил бизнесменов, что делать короткометражные художественные фильмы выгоднее, чем рекламные ролики. Сумел привлечь хороших актеров. И под брендами разных фирм снял короткометражки на волнующие его темы, которые получили награды на российских и международных конкурсах. А потом начал снимать сериалы, полный метр. И выигрывая конкурс, получать поддержку Минкульта России.

Читая биографию и интервью Соснина, еще раз убеждаешься: чудеса возможны – когда человек много трудится и не останавливается, даже если что-то не получается. И да, Ивану Соснину есть что сказать, у него целый «портфель» идей. Многие из них «проросли» из личной биографии, из любви к родному Уралу. Соснин хочет показать всем, как прекрасен этот край, его люди, мифы и легенды. Поэтому организовывает экспедиции в самые далёкие, порой заброшенные уголки, снимает местных актеров, в его фильмах звучит музыка уральских групп (в «Легенде…» – «Чайф» и «Сова»).

***

Что отличает новую картину от большинства фэнтези? Персонажи не придуманы каким-то одним автором, как Чебурашка или Алиса, и это не стотысячная версия Бабы-Яги, Кощея или Богатырей… Это герои быличек и легенд российских народов – манси, удмуртов, коми. Которые надо сохранять, как и языки, обычаи. И сценаристы, и художники фильма много работали с этнографами, а композитор Арсен Бадерхан искал вдохновение в национальных орнаментах. Но зрителя не перегружают этнографией, как нет и тени назидательности, всё важное «вшито» глубоко в ткань фильма. А ещё тут – минимум цифрового, компьютерного вмешательства, максимум съемок на натуре (то же можно сказать о предыдущем полном метре Соснина, «Пришельце»).

«Легенды…» – лента динамичная, не без юмора (комичные ситуации, ехидные реплики персонажей), одним словом, живая… Прекрасный выбор для семейного просмотра с подростками.

Елена Ступина
Фото предоставлено «Red Pepper Film»

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое